Ментальная конституция и как ее определить

Поговорим о понимании психической конституции в аюрведе.

Мы помним, что, согласно аюрведе, мы все рождаемся с одной из семи телесных конституций: вата, питта, капха, вата – питта, вата – капха, питта – капха или вата-питта-капха.

Но, кроме телесной конституции, нам уже при рождении свойственны определенные ментальные склонности, которые в аюрведе называются махагунами (великими качествами) и именуются саттва, раджас и тамас. Преобладание одного из этих качеств в восприятии жизни формирует нашу ментальную конституцию, или манаса – пракрити.

Эти качества раскрываются как в аюрведических трактатах, так и в других канонических текстах. Так, в Бхагават Гите, в 14 й главе, именуемой «Треугольник творения», говорится (здесь и далее я опираюсь на и цитирую смысловой перевод Бхагават Гиты, сделанный Мастером Эккиралой Кришнамачарьей):

Саттва – это равновесие, «это экватор между двумя полюсами, активностью и инерцией». Характерными чертами саттвы являются чистота, сияние, прозрачность восприятия, благодаря которым человек становится счастливым и знающим.

Раджас – это активность, «причина формирования элементарных частиц материи». Её проявлениями будут краснота и жажда чего-либо, которая производит вожделение и привязанность, действуя в телах. Она привязывает человека к желанию результатов своей деятельности.

Тамас – это инерция, характеризуяющаяся состоянием незнания (знание здесь в спящем состоянии). Она еще сильнее (чем раджас) связывает человека, когда действует в теле.

В понимании гун очень важно не замутнять его оценочной окраской, говоря, что саттва хорошо а раджас и тамас плохо. Это не так. Тамас нам необходим чтобы спать, но его избыток приводит к тупости, лени, невежеству и депрессии. Раджас нужен, чтобы активно действовать, но его избыток приводит к беспокойству ума, неугомонности, а далее – к неудовлетворенности, гневу, агрессии. Саттва дает чистоту восприятия, удовлетворение, счастье, гармонию, правильные действия, удачу и успех. Саттва, в идеале должна преобладать и руководить деятельностью раджаса и тамаса.

Недавно я услышала у Доктора Рама Манохара интереснейшую мысль о том, что понимание ментальной деятельности в аюрведе практически совпало с пониманием деятельности мозга в современной науке. Рам Манохар рассматривает 5 состояний, формируемых тремя гунами – то есть, 1) саттву, 2) раджас, 3) тамас, а также 4)равновесное состояние всех трёх гун в процессе концентрации (на учебе или решении задачи), и 5) отсутствие трех гун, как высшее состояние медитации (гунаатита). Эти пять состояний он сопоставляет с современными волнами энцефалограммы. Так, осознанное состояние саттвы соответствует альфа волнам; сверхактивное состояние раджаса – бета волнам; инерционное состояние тамаса – дельта волнам, фиксируемым в состоянии сна человека; равновесное состояние гун во время обучения – гамма  волнам; и состояние отсутствия гун в глубокой медитации – тета волнам.

Чтобы узнать, какие гуны в нас преобладают и к чему мы более склонны, не обязательно приобретать энцефалограф, говорит Рам Манохар. Достаточно самостоятельно оценить пять моментов своего отношения к жизни:

  1. Природа осознания/обучения

Если нам трудно воспринимать информацию и знание, мы многое пропускаем или не понимаем что нам говорят, то преобладает тамас. Если мы эмоционально окрашиваем свое понимание, приписывая говорящему какие-то задние мысли, подозревая в чем-то, то преобладает раджас. Если хорошо и быстро понимаем и применяем свои знания – саттва.

  • Какие эмоции у нас преобладают: если страх – то это тамас, если гнев – то это раджас, если счастливое состояние – это саттва.
  • Как мы проводим свой досуг. Если предпочитает поваляться на диване – в нас преобладает тамас. Если ищем приключений и азарта – раджас. Если предпочитаем творчество (музыка, пение, танцы, рисование и т д) – саттва.
  • Как мы реагируем при общении с другими людьми. Если со всем пассивно соглашаемся – преобладает тамас, если всегда спорим и со всем не согласны – то раджас, если проявляем гибкость и реагируем согласно ситуации – саттва.
  • Эмоциональные потребности. Людям с преобладанием тамаса всегда нужна поддержка от других людей. Людям с преобладанием раджаса необходима высокая оценка и похвала со стороны окружающих. Саттва, говоря словами поэта, «хвалу и клевету приемлет равнодушно», ей не нужны ни восхваления, ни поддержка, её не смутит хула, потому что человек с преобладанием саттвы разумен и объективен, он уверен в себе и сам знает цену своим действиям.

Итак, мы оценили, что в нас преобладает, а что дальше? И вот тут у нас хорошая новость. Если телесная конституция не меняется в течение жизни, то на ментальные предрасположенности мы способны влиять диетой и поведением.

Про то, как именно – следующая публикация.   

Похожие статьи

Интересные материалы