Аюрведический подход к аутоиммунным заболеваниям
Автор — Доктор Пранавакумар СК (B.A.M.S.)
Слово «иммунитет» стало очень популярным, особенно после пандемии Covid-19. Влияние короновирусной инфекции на разных людей ещё раз ясно показало, насколько по-разному организмы разных людей реагируют на вирусную нагрузку: от полного отсутствия заболевания или бессимптомного течения до тяжелых состояний и летальных исходов. И эта реакция зависела от иммунитета человека.
Под иммунитетом обычно понимается способность организма бороться с болезнями и инфекциями. Защитное действие иммунитета чрезвычайно разнообразно: от простой фагоцитарной деятельности нейтрофилов до самых сложных механизмов выработки антител.
Но иногда, по неизвестной доселе причине, иммунная система нашего организма дает неверный ответ. Она принимает за «врагов» собственные ткани организма и начинает их разрушать. Такое состояние иммунитета мы называем аутоиммунитетом, а заболевания, возникающие из-за этих иммунных нарушений, называются аутоиммунными заболеваниями.

Аюрведа рассматривает аутоиммунные заболевания в соответствии с концепцией Агни (Био-огня). Фундаментальной функцией Агни является осуществление различных метаболических реакций в организме. Эта способность Агни должным образом поддерживается равновесным действием трех дош. Но когда доши повреждаются, это влияет и на Агни, вызывая его атаку на сами доши (Дошапака). В дальнейшем это приводит к атаке Агни на ткани тела (Дхатупака). Такое разрушение тканей мы как раз и можем рассматривать как аутоиммунное заболевание.
Мы можем сопоставить современные названия аутоиммунных заболеваний с описанными аюрведой болезненными состояниями в зависимости от того, на какую ткань направлено разрушение. Такое сопоставление возможно, если мы вспомним упомянутые в Аюрведе состояния Джвара (воспаления), Кушта (болезни кожи), Ватаракта (падагра) и другие и их проявления на уровне различных тканей. Например, воспаление в клетках крови (Джвара в Рактадхату) можно рассматривать как смешанные заболевания соединительной ткани, в красной крови (ткань Ракта) как системную красную волчанку, в мышечных тканях (ткань Мамса) как полимиозит, в жировой ткани (ткань Медас) как сахарный диабет 1 типа, в костях (ткань Астхи) как остеомиелит, в костном мозге (ткань Маджа) как поствирусная демиелинизация, в семенной ткани (ткань Шукра) как появление антиспермальных антител и т.д. Подобным образом можно интерпретировать различные заболевания с аюрведической точки зрения, глядя на то, какая ткань поражается аутоиммунной атакой.
Если проанализировать прогрессирование любого аутоиммунного заболевания, то можно разделить его на три стадии, в зависимости от влияния дош. На первом этапе происходит Дхатумала санчая (накопление клеточных метаболических отходов). На этой стадии доминирует капха-доша, и эта стадия часто проходит латентно. Вторая стадия — это стадия питта-доминантности, когда проявляются и достигают максимума воспалительные реакции. Это также стадия, на которой признаки и симптомы заболеваний будут четко видны. Третья стадия характеризуется преобладанием ваты, при которой происходит поражение многих органов и сильное истощение тканей.
В Аюрведе нет прямого упоминания аутоиммунных заболеваний, но описанные ею состояния и подходы к лечению вполне можно соотнести с тем, что современная медицина квалифицирует как аутоимунные болезни. Для лечения таких болезней, врачу аюрведы приходится обращаться к различным аюрведическим ссылкам, разбросанным по протоколам лечения различных других заболеваний в разных главах аутентичных текстов.
К примеру, объяснение можно найти, когда описывается проникновение Саннипата Джвара на уровень дхату. Эти знания можно использовать во многих случаях, когда аутоиммунные заболевания поражают определенные ткани. Главы «Антравидрадхи чикитса» в Аюрведе полезны при различных аутоиммунных заболеваниях, связанных с поражением внутренних органов, таких как, к примеру, гепатит. Такие проблемы, как болезнь Бюргера или васкулиты различного типа, можно соотнести с болезнями Ватаракты в аюрведе. Если состояние включает анемию и тромбоцитопению, пациента можно лечить как больного с состоянием Пандурога. Таким образом, умение врача Аюрведы состоит в том, чтобы понять основную патологию и подобрать соответствующее ей лечение из арсенала аюрведы.
При аутоиммунных заболеваниях Аюрведа может не только уменьшить её проявления, но также предотвращает дальнейшее прогрессирование заболеваний и останавливает деформации и дегенерацию тканей. Протоколы аюрведического лечения также включают омолаживающие меры, которые могут помочь вернуть организм к нормальному состоянию на долгие годы, без спекулятивных заявлений о полном излечении.