Ещё раз о пользе насьям

Данная статья была написана консультантом АЦ Камала Мирзагитовой Л.А. как заключительная работа после окончания годового авторского онлайн курса по Аюрведе М.А.Субботялова, в 2022г. Надеемся, статья понравится любителям аюрведы, не боящимся длинных и довольно серьёзных текстов :-). Итак, вот статья.

Одна из самобытнейших процедур аюрведы, насьям (также известная как насья), подразумевает лечение путем введения лекарственной субстанции через нос. Она является примером лечебной процедуры широкого действия и свидетельствует о глубоком понимании древней наукой физиологии и процессов, происходящих в организме.

Мы решили рассказать об этой процедуре, чтобы побудить практикующих аюрведу использовать этот простой и эффективный лечебный инструмент чаще, и не только как часть панчакармы, но и в терапии заболеваний, о которых мы будем говорить в данной статье. Мы расскажем о том, в чем особенность насьям, как она применяется, как действует, при каких заболеваниях эффективна, опишем, как проводится сама процедура (1). Далее последует обзор нескольких статей, посвященных исследованиям эффективности процедуры для лечения различных патологий, подтверждающих пользу и широкий диапазон применения насьям.    

Описание процедуры есть во всех основных аюрведических трактатах – Чарака Самхите, Сушрута Самхите и Аштанга Хридаям. Эффективность её применения, таким образом, эмпирически доказана в течение нескольких тысячелетий. Согласно требованиям современности, сегодня  появляются исследования и «доказательной медицины», также подтверждающие её пользу. 

Насьям, с переводе с санскрита, обозначает любое лекарство, которое вводится через нос. Процедуру же правильнее называть насьякарма, однако сегодня повсеместно слово насьям используется именно применительно к самой процедуре.

Насьям более всего известна как одна из процедур панчакармы, устраняющая капха дошу из головы, и она может использоваться на всех трёх её этапах: как основная процедура панчакармы (прадхана карма), 2) подготовительная процедура панчакармы (пурва карма) и 3) восстановительная процедура панчакармы (пасчат карма). Терапевтическими целями могут быть как очистительные, так и питающие, стимулирующие и укрепляющие (к примеру, органы чувств). Соответственно, насьям применяется не только при капха состояниях, но также и при других дисбалансах. Её применяют при лечении болезней органов головы (джатрурдхва рога). Она предназначена для изгнания болезненной (избыточной) доши из района, расположенного над ключицами (урддхаваджатру). Но, так как в голове находится центральная нервная система, а также эндокринные железы, регулирующие деятельность всей эндокринной системы, с помощью насьям можно опосредованно воздействовать на весь организм. Примером могут быть некоторые гинекологические нарушения, связанные с гипотоламо – гипофизарно – гонадной осью, успешно поддающиеся лечению процедурой насьям.

Преимущества насьякармы

Нос является уникальным путем для проникновения лекарства не только в такие органы как глаза, уши, гортань, в полости внутреннего носа, но и, пожалуй, единственным и уникальным путем, сообщающимся (через обонятельные клетки) напрямую с мозгом и центральной нервной системой и способным обойти гематоэнцефалический барьер. Таким образом, препараты, вводимые через нос, можно применять для контроля нарушений во всех этих структурах. Ачарьи сделали насьям одной из пяти процедур панчакармы, подчеркнув её важность как шодхана процедуры, и единственной процедуры, способной вывести доши из органов чувств (индрий).

В насьям могут использоваться различные лекарственные формы, такие как масла (тайла), гритамы, порошки (чурны), соки (свараса), пасты (калка) и др.

Насьям сочетает в себе три формы воздействия: умасливание (снехана), потогонные способы (сведана) и очистительные (шодхана).

Преимуществами процедуры также являются: минимальная доза применяемого лекарства, быстрота его воздействия через сосуды слизистой носа и быстрый ответ организма, малая вероятность побочных эффектов при правильном применении, лёгкость процедуры для пациента, доступность её для всех возрастов от рождения до глубокой старости (варьируется только доза), и даже дешевизна, по сравнению с другими процедурами панчкармы. Немалым преимуществом является также и то, что препарат, поступающий через нос, не подвергается воздействию пищеварительных ферментов и не модифицируется ими.

Как действует насьям

В Чарака Самхите и Сушрута Самхите нет описания механизма воздействия, но говорится, что нос является дверью в голову – «Nasa hi shiraso dwaaram». Ачарья Вагбхата объясняет, что насьякарма проходит через нос, достигая Шрингатака Мармы, распространяется в Мурдха (входит во внутречерепное кровообращение), далее достигает места соединения Нетра, Кшотра, Кантха и Ширамукха и убирает патологические доши из головы и области над ключицами.  

С помощью введения лекарственной субстанции интерназально стимулируются жизненные центры (активизируется прана вата). Происходит питание тканей органов головы, очищение каналов, устранение заcтойных процессов и блоков в каналах головы, коррекция нейро – сосудистых аномалий, стимулирование функций гипоталамуса и гипофиза, усиление оксигенации, улучшение действия нейро-трансмиттеров (ватаануломана).

Показания

Насью применяют в офтальмологии, отоларингологии, неврологии, психиатрии, гинекологии и при болезнях шейного отдела позвоночника. Хорошие результаты можно получить от применения насьи при следующих болезнях:

Лицевой паралич, эпилепсия, хронический синусит и гайморит, поллиноз, полипы в носу, носовые кровотечения, гемиплегия, паралич Белла, неврологические дисфункции, невралгия тройничного нерва, бессонница, гиперпигментация лица, преждевременная седина, головные боли различного происхождения, аносмия, агевзия, депрессия, синдром замороженного плеча (плечелопаточный периартроз), бронхиальная невропатия, зажимы в шее, шейный спондилёз, аменорея, меноррагия, метроррагия, бесплодие и многие другие.

Противопоказания

Насьям нельзя проводить одновременно с другими чистками панчакармы – слабительной терапией (виречана) и клизмением (васти), в сезон дождей (ограничение не распространяется на ежедневные процедуры диначарьи), при любых катаральных состояниях, кашле, астме. Её не следует делать сразу после душа, еды, секса, принятия алкоголя, при беременности, во время менструации, после кровопускания, сразу после родов, в очень жаркую погоду.

Классификации

Существует несколько различных классификаций насьям.

1. В зависимости от количества вводимого лекарства различают марша насьям и пратимарша насьям. Это основная классификация.

Марша насьям – терапевтическая насьям, делающаяся курсами в лечебном учреждении, при которой в нос вводится сравнительное большое количество лекарства. Её как раз и называют насьякармой. Она имеет возрастные ограничения, её не делают детям младше 8 лет и старикам старше 80.

Пратимарша насьям – это часть диначарьи, когда в нос ежедневно закапывается 1-2 капли масла, она действует очень мягко, без мгновенного эффекта. Однако при регулярном и долгом (год и более) применении её терапевтический и профилактический эффект сравним с эффектом марша насьям и панчакармы. Она не имеет возрастных ограничений и её можно использовать с первого и до последнего дня жизни человека. К примеру, новорожденным в носик закапывают материнское молоко, и это тоже можно считать разновидностью пратимарша насьям.

2. В зависимости от производимого действия различают очистительную (виречана насьям), питательную (бримхана насьям) и поллиативную (шамана насьям).

3. В зависимости от лекарственной формы, различают дравья насьям (вводится масло или жидкое лекарство), калка – свараса насьям (вводится сок и паста),  чурна насьям (вдыхается порошок).

4. В зависимости от действия и лекарственной формы различают навана насьям (классическая марша насьям), авапида насьям (насьям свежевыжатым соком растений), прадхамана насьям (вдыхание мелкого порошка растения), дхума насьям (вдыхание дыма) и пратимарша насьям (регулярное вливание очень малых количеств масляного лекарства). В статье «Терапевтическое использование насьям. Концептуальный критический обзор» (2) можно найти таблицу классификаций, данных классиками аюрведы.

Процедура марша насьям

Подготовка (пурва карма)

Незадолго до процедуры необходимо, чтобы пациент поел, так как насьям нельзя делать на голодный желудок. В день проведения процедуры нельзя принимать большие количества масла внутрь (снехапана). Подготовка необходима для усиления всасывания лекарства через слизистую оболочку носовых путей. Полезно перед процедурой сделать короткую дхумапану (чаще всего вдыхание дыма карпуради или харидради, но могут быть и другие составы) и талам: наложить на точку брегма (проекция лобного родничка) пасту из порошка раснади в смеси с лимонным соком или соком лайма, или смесь, прописанную доктором. Необходимо сделать небольшой масляный массаж абхьянга на верхнюю часть тела (уттаманга: шейно – воротниковая зона, лицо, лоб), а также умаслить и слегка помассировать стопы пациента. Далее, защитив глаза ватными дисками, следует распарить лицо над паром ингалятора или положить на лицо свернутое махровое полотенце, смоченное в горячей воде и выжатое.

Процедура

Положить пациента на спину на кушетку в комнате без сквозняков. Голова должна быть сильно запрокинута или можно слегка свесить голову с края кушетки. Под колени пациента устроить валик, чтобы колени были согнуты. Далее слегка подогретое масло вводится по прописанной доктором схеме в каждую ноздрю непрерывной струйкой, закрывая вторую ноздрю прижатием пальца. Пациент после этого должен медленно вдохнуть, втягивая масло в глубину носовых ходов.

После введения (пасчаткарма)

Сразу сделать активный и быстрый массаж растирающими движениями — лица, за ушами, шеи, плеч, ладоней и стоп. Затем пациента просят сплевывать отходящую слизь ртом, поворачивая голову в одну и другую сторону, без высмаркивания. Через 5-7 минут сделать дхумапану. Прежде наложенный и подсохший талам стряхивают и в брегму втирается небольшое количество порошка раснади, для подсушивания и профилактики простуд после процедуры.

Пациента следует предупредить, что после процедуры нельзя принимать душ, есть или пить в течение 30-45 минут. Также следует воздержаться от громкого разговора, смеха и гнева.

Пратимарша насьям

Это простое закапывание различных субстанций, от простой воды, молока и меда до масел и порошков, в небольшом количестве (1-2 капли в каждую ноздрю). Регулярное выполнение пратимарша насьям упоминается во всех основных аюрведических трактатах как часть ежедневных процедур диначарьи. При кажущейся простоте, накопительный эффект пратимарша насьям может быть глубоким и благотворным. С её помощью мы сохраняем здоровье, профилактируем простуды и другие заболевания, к которым склонны в силу индивидуальной пракрити, предотвращаем рецидивы уже пролеченных болезней и осуществляем медленное и мягкое очищение для удаления остатка любых дош после панчакармы.

Полезна пратимарша насьям даже с простой водой. Её также можно заменить процедурой джала нети. Обе процедуры благотворны для глаз и ЛОР органов, помогут при сухости глаз, болезни Шегрена, синуситах с кровотечениями.

Главный выбор для ежедневной пратимарша насьям – проверенный временем и показавший свою эффективность ану-тайлам.

Примеры применения насьям в лечении различных патологий.

Приводящиеся ниже несколько примеров мы взяли из статей, посвященных исследованиям, сделанным нашими современниками. Мы не нашли полноценных рандимизированных двойных слепых плацебо контролируемых исследований о применении процедуры насьям. Встречаются в основном небольшие простые исследования с количеством участников 15-30 человек, также исследований отдельных случаев лечения. Как указывает автор одной из диссертаций, посвященной обзору исследований по лечению ардита (лицевого паралича) с помощью насьям, пока не хватает и сравнительных исследований лечения с помощью насьям и «обычного» лечения заболеваний (3).

Современные исследования о насьям

По нашему мнению, проведение исследований аюрведических препаратов по канонам исследований конвенциальной медицины – непростой вызов и вряд ли возможно в полной мере даже из-за разницы философии и подходов к восстановлению здоровья этих двух медицин. Исследования современной медицины разработаны для установления стандартных протоколов лечения. Но философия аюрведы совсем иная. Аюрведа лечит не «болезнь» в человеке, а человека в целом, восстанавливая саморегуляцию в организме, с помощью приведения дош в его индивидуальное равновесие (приближая к пракрити). То, есть, стандартизация при таком индивидуальном подходе изначально затруднена, ведь для лечения одного и того же состояния используются разные схемы лечения, исходя из викрити и пракрити канкретного пациента. Холистический подход требует и холистического комплексного лечения, то есть сочетания лекарственной терапии с процедурами панчакармы. Оценка отдельных компонентов такого лечения даст неполную картину. Есть и другие трудности, связанные с тем, что аюрведические больницы практически лишены узкой специализации, за редким исключением, и собрать в одном месте одновременно много людей с одинаковыми симптомами и дисбалансами для проведения исследования проблематично. Остается лишь сожалеть и рассматривать как иронию судьбы то, что медицина, просуществовавшая в практически неизменном состоянии несколько тысячелетий (что эмпирически доказало её состоятельность) сегодня должна «доказывать» свое действие методами иной системы, которым нет и столетия.  

Тем не менее, попытки таких исследований существуют и множатся. Этот процесс даёт надежду на сближение различных медицинских систем и постепенную их взаимную интеграцию, для лучшей помощи страдающим от болезней людям.    

Шейный спондилёз

В Бангалорском аюрведическом госпитале и исследовательском центре при  колледже Рамакришны было проведено клиническое исследование с 30 пациентами от 30 до 60 лет с симптомами вишвачи. Вишвачи – заболевание, которое, согласно симптомам, квалифицируют как разновидность шейного спондилёза, характеризующуюся болью, распространяющейся на голову и отдающей в руки. Различают две разновидности вишвачи, происходящие от вата или вата-капха дисбаланса. Лечение состояло в недельном курсе насьям с закапыванием Шуддхабала тайлам (рецепт из Сахасрайога тайла пракарана), в дозировке 16 капель в каждую ноздрю, и последующем недельном наблюдении за пациентами, с целью отслеживания возврата симптомов. В исследовании была разработана балльная система оценки объективного и субъективного состояния при тестировании до и после лечения. Среди субъективных симптомов оценивались боль в шее, иррадиирущая боль, тугоподвижность шеи, головы и пальцев, слабость, парестезия. Среди объективных – движение в шее в разных проекциях, эластичность тканей при пальпации, рефлексы. По результатам исследования, были зафиксированы значительные позитивные изменения у всех исследуемых пациентов по каждому симптому и общему самочувствию. В течение последующей недели наблюдения без лечения, старые симптомы не вернулись и регресса не произошло (4).

Есть исследование отдельного случая лечения женщины, страдающей маньястамбха (шейный спондилёз, термин применяется к заболеванию в целом). Ей проводилось лечение насьям с маслом кширабала и манья басти (масляные микроклизмы) с маслом Ниргунди, в течение 15 дней. Оценка результатов проводилась по улучшению/исчезновению признаков и симптомов заболевания. Результаты были положительными (5).  

Ещё в  одном клиническом исследовании пациентов лечили от шейного спондилёза насьям и приемом аюрведических лекарств вовнутрь. Результаты были лучше, чем только от насьям (6)

Также, проводилось исследование, в котором для лечения шейного спондилёза использовалась схема насьям с ану-тайлам первые 3 дня и аварти Кширабала 101 в следущие 4 дня. Это были случаи когда шейный спондилёз был вызван дисбалансом капха – вата, и в этой схеме масло ану использовалось для уравновешивания капха доши, а кширабала 101 в качестве питающей бримхана насьям для уравновешивания вата – доши. (7)  Сами эти примеры подтверждают наш тезис о том, что одно и то же заболевание может быть вызвано разными дисбалансами и в аюрведе должно лечиться разными препаратами и разными схемами.

Синдром замороженного плеча

Болезнь с симптомами синдрома замороженного плеча квалифицируется в аюрведе как вата состояние, называемое Апабахука (Apabahuka), вата и вата – капха происхождения.

В ходе рандомизированного стандартизированного простого слепого клинического исслледования 15 пациентов в возрасте от 20 до 60 лет с синдромом замороженного плеча из Мемориального аюрведического госпиталя при колледже АЛН Рао в г.Коппа (Карнатака) прошли семидневный курс марша насьям с Лагхумаша тайлам в дозировках по 6,8 или 10 капель, у разных пациентов. Питающий эффект (бримхана) насьям обеспечил умеренное улучшение (у 53,33% пациентов), улучшение состояния (26,66%), и значительное уменьшение симптомов (6,60%)  (8).

Другое исследование было посвящено комплексной терапии Апабахука, где насьям (как основная процедура) сочеталась с пероральным приемом препаратов, обеспечивающих облегчение симптомов. Простое слепое рандомизированное исследование было проведено в Аюрведической больнице Муниялского аюрведического института. В исследовании участвовали 15 человек в возрасте от 20 до 60 лет с симптомами Апабахука. Пациенты прошли семидневный курс марша насьям с дашамулади ямака снеха и месячный курс перорального приема поллиативных (шамана эффект) препаратов Махараснади кватам и Йогараджгуггул. Оценивались субъективные параметры (боль в плече, тугоподвижность, мышечная дистрофия) и объективные (боль при пальпации, ограничение движения в разных плоскостях). Сравнивался средний результат тестирования до и после лечения. Результатами лечения стало улучшение боли на 73.33%, тугоподвижности на 52%, боль при пальпации уменьшилась на 62%, мышечная атрофия сократилась на 33%. В статье делаются выводы о благотворном влиянии бримхана насьям при дегенеративных вата-зависимых заболеваниях. А сочетание гхритама и тайлама в качестве ямакаснехи приготовленной с дашамулой, бала и маша делают препарат укрепляющим (балья), питающим (бримхана) и обладающим позитивным эффектом на все три доши (9).

С подробными результатами обоих исследований по каждому параметру можно ознакомиться в статьях по ссылкам в конце статьи.

Случай комы

Насьям с порошками и вдыханием паров не такая уж и новая тема и для западного человека. Мы все знаем способ привести человека в сознание с помощью вдыхания паров нашатырного спирта, и помним, как столетие назад был популярен нюхательный табак.

Аюрведа обычно не рассматривается как медицина для скорой помощи в острых и неотложных состояниях. Тем не менее, в ней имеется и этот потенциал, как видно из следующего примера. Это исследование отдельно взятого случая, когда женщина в возрасте 61 года была выведена из комы (санньяса в аюрведе) с помощью дхума насьям с трикату чурнам, упоминающимся как средство для таких целей у Ачарьи Чараки и Ачарьи Вагбхаты. Кома была последствием гипертонии и случилась после инфаркта в правой средней мозговой артерии, женщина провела в коме 55 дней и 28 дней из них в реанимации, находилась в состоянии, оценивающемся как 3 балла по шкале комы Глазго. Так как изменений в состоянии на алопатическом лечении не предвиделось, было решено попробовать аюрведическое лечение. Она получала дхума насьям с трикату чурнам с последующим окуриванием дымом пяти субстанций, восстанавливающих сознание (вача, хингу, гуггул, джатаманси и амалаки). На 3-й день процедур она открыла глаза и к моменту окончания 7-дневного курса её состояние было 11 баллов по 15-ти бальной шкале Глазго: она отвечала на команды открыть/закрыть рот/глаза,  пошевелить ногой и другие. (12)

Насьям в гинекологии и при других патологиях

К сожалению, мы не нашли статей о клинических исследованиях в этой области, но отсылаем к очень интересной обзорной статье (10) автор которой подробно разбирает  механизмы действия процедуры при таких заболеваниях как метроррагия, меноррагия, дисменорея, олигоменоррея, бесплодие и некоторых других (в аюрведе ненормальное маточное кровотечение называют Ашригдара). Автор объясняет, что насьям воздействует на гипофиз и гипоталамус, расположенные в основании головного мозга и являющиеся высшими «дирижерами» всей эндокринной деятельности. Нос становится теми воротами, через которые лекарство, к примеру, масло шатапушпа или чанданади,  может достигнуть желез, гармонизировать их функцию и отрегулировать функционирование гипоталамо – гипофизарно – гонадной оси. Результатом является восстановление нормального месячного цикла и нормальных выделений при менструации.  В наши дни, когда весьма бесконтрольное использование гормональной терапии наносит еще не вполне оцененный вред женскому здоровью, было бы неплохо иметь в виду такую безвредную и быструю в действии альтернативу как насьям.

В рамках нашей небольшой работы невозможно охватить примерами все области применения насьям. Поэтому лишь упомянем здесь некоторые состояния и масла, применяющиеся для их контроля, опираясь на общую статью доктора Ананда ПКВ (11). Например, масло Кширабала и Шатхапак  с учетом их свойств питта шамана используются для лечения Сурьяварта (головная боль начинающаяся на рассвете, растущая до полудня и стихающая к заходу Солнца). Головные боли из-за ринита, синусита, гайморита лучше всего лечится анутайлам, благодаря его способности  контролировать капху. Масло Дханвантарам, учитывая его эффективность при повреждении марм, хорошо лечит головные боли вследствие травмы или иного повреждения головы. Его, как питающее масло, также можно использовать и в случаях шейного спондилеза и связанных с ним нервно-мышечных жалоб. Масло на основе гхи с отварами Бала и Вильва используется при заболеваниях мозга и мозжечка. Масла Карпасаштхиади и Махамаша чаще всего назначаются при остаточном параличе после инсульта. Процедура с маслами Кширабала, Махараджапрасарани, Дханвантарам применяется при различных воспалительных, старческих и неврологических ушных заболеваниях, таких как вестибулярные головокружения, болезнь Меньера, невралгия тройничного нерва, старческая глухота, шум в ушах. При синдроме замороженного плеча, писательских судорогах и невралгиях Доктор Ананд советует применять масло Махабала, Махараджапрасани и Дханвантарам. Чрезмерно обильные менструации, а также кровотечения в возрасте предменопаузы могут быть эффективно остановлены маслом кальянака гхритам или маслом кширабала.

Самое удивительное применение насьям  — при желтухе. Авапидака насьям с соком свежих плодов люффа цилиндрика вызывает резкое падение уровня билирубина в сыворотке крови в течение 24 часов после процедуры. В наших широтах люффа растет в летнее время. Хочется надеяться, что кто-то осмелится проверить это безобидное средство при лечении пациентов с желтухой. 

В заключение хочется сказать, что аюрведа относительно недавно пришла в нашу страну, но за два с небольшим десятилетия знания о пользе аюрведических растительных препаров, или, к примеру, масляных массажей абхъянга, уже распространились довольно широко. Хотелось бы, чтобы и роль насьям, как простой в исполнении, но такой широкой и эффективной по действию процедуры, также была по достоинству оценена всеми, кто практикует аюрведу в России и других странах.

Список литературы

  1. SAMS (Samhita of Ayurvedic Medical Specialities), Dr Muhammed Shafeer.V, DrY.Mahadeva Iyers Sri Sarada Ayurvedic Hospital, Kanyakumari, 2015, 1007 p. Volume 1.
  2. Rahul Parihar &Sumah Dadhich/ (2020)/ THERAPEUTIC USES OF NASYA KARMA:CONCEPTUAL CRITICAL REVIEW. International Journal of Ayurveda and Pharma Research, 8(Supply20, 126-132. https://doi.org/10.47070/ijapr.v8iSupply2.1647
  3. Vivera MJ, Gomersall JS. The effectiveness of ayurvedic oil-based nasal instillation (Nasya) medicines in the treatment of facial paralysis (Ardita): a systematic review. JBI Database System Rev Implement Rep. 2016 Apr;14(4):198-228. doi: 10.11124/JBISRIR-2016-2402. PMID: 27532316.
  4. Ramya V R, & Devakrishnan K. (2019). A CLINICAL STUDY ON EFFECT OF SNEHANA NASYA IN VISHWACHI W.S.R TO CERVICAL SPONDYLOSIS . International Journal of Ayurveda and Pharma Research7(7), 28-37. Retrieved from https://ijapr.in/index.php/ijapr/article/view/1252
  5. Wadhwa Ritu. Role of nasya and manya basti in the management of cervical spondylosis with special reference to greeva stambha. IAMJ. 2015; 3(6):1878-1882.
  6. C Radhika, G. Vinod Kumar, K. Mihirjan. A randomized controlled clinical trial to assess the efficacy of Nasya in reducing the signs and symptoms of cervical spondylosis. Ayu.2012; 33(1):73-77.
  7. Sangeeta R. Tanwar, Anup B. Thakar, Rajkala Ramteke. Clinical evaluation of Nasya Karma in cervical spondylosis: Case series. IJHSBR 2017; 10(3):335-339.
  8. Das Banamali, Ganesh Ravi M., Mishra P K, Bhuyan G. A study on Apabahuka (frozen shoulder) and its management by Laghumasha taila nasya. AYU 2010; 31:488-494. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3202264/
  9. Prajna Shetty, Shripathi Acharya. Dashamooladi yamaka sneha nasya with shamanaushadi in the management of Avabahuka vis-a-vis Frozen shoulder — A clinical study. Ayurpharm Int J Ayur Alli Sci. 2018;7(2):39-47
  10. Aparna S, Maya Balakrishnan, & Giby Thomas. (2021). ROLE OF NASYA IN THE MANAGEMENT OF DYSFUNCTIONAL UTERINE BLEEDING — A REVIEW. International Journal of Ayurveda and Pharma Research9(2), 68-71. https://doi.org/10.47070/ijapr.v9i2.1815
  11. P.K.V.Anand Expanding role of Nasyam in outpatient clinic. Vaidyaratnam Ayurveda College, Thaikkattussery, Thrishur.
  12. Ramteke RS, Patil PD, Thakar AB. Efficacy of Nasya (nasal medication) in coma: A case study. Ancient Sci Life 2016;35:232-5

Похожие статьи

Интересные материалы