Истории лечения панчакармой

Аюрведическая чистка панчакарма используется как для профилактики и омоложения, так и для лечения многих заболеваний. В аюрведе панчакарма квалифицируется как шодхана – то, что устраняет дисбаланс дош и искореняет болезнь, тогда как медикаментозное лечение считается шаманой – тем, что лишь смягчает симптомы. Мы хотим познакомить Вас с некоторыми историями излечения с помощью панчакармы.

Историями с нами поделился Профессор Ананд ПКВ, заведующий кафедрой панчакармы Колледжа Вайдьяратнам, г. Тришур. Эти истории из практики Аюрведического Доктора, Вайдьи Биндумадхава Шастри из штата Махараштра, прекрасного специалиста, практиковавшего аюрведу в середине 20го века.

История 1

Истории лечения панчакармой

«Однажды в нашу аюрведическую клинику приехала полная девушка из небогатой семьи со своим отцом. У нее было две жалобы. Одна – на полноту, она хотела похудеть, а другая – на сильные головные боли. Ей было 14 лет. Девушка была талантлива в спорте, учебе, у неё было много интересов, но как только начиналась головная боль, она не могла ни на чем сосредоточиться.

Она не смогла назвать точного времени начала головных болей, но, в основном, они начинались по вечерам. При первичном осмотре у нее не было обнаружено простуды или проблем с пищеварением. Зрение, аппетит и сон были хорошими.  К моменту приёма они испробовали все другие методы лечения, но получали лишь временное облегчение. Когда она перестала принимать лекарства, снова появлялась головная боль.

Пищевые привычки

Кофе с молоком в 7 утра и с 17 до 18 вечера. Завтрак в 10 утра и ужин в 18 вечера, без обеда. Головная боль начинается с 16:00 до 17:00, когда она возвращается из школы. За последний год у нее были всего два менструального цикла, с перерывом в 6 месяцев.

Советы по питанию.

Вайдья посоветовал ей на обед пить воду с молоком вместо кофе с молоком и обедать овощным рагу (роти сабджи), а также избегать кофе вечером и ужинать попозже, в 19:00.

Лекарственные назначения: Амрутагуггулу, 2 таблетки два раза в день вместе с утренним напитком и после еды. Девочке были назначены клизмы с отваром дасамулы, баламулы и эрандамулы, их вводили вечером перед едой ежедневно в течение первых 7 дней, затем через день, затем раз в неделю. Позже клизма делалась раз в месяц, в течение последних 4 лет.

У нее начались регулярные менструации после первых 7 клизм. Без приема болеутоляющих она полностью избавилась от головной боли, ее вес уменьшился, тело подтянулось и приобрело хорошую форму.

Комментарий

Отклонение ваты (ватавикара) при начале менструации.

Заболевания, вызванные вата-дошей, обычно возникают после 40 лет, когда менструация прекращается, и в 14-15 лет, когда менструация начинается впервые. Головная боль этой девочки была вызвана блокированной ватой. Большой промежуток между приёмами пищи (с 10:00 до 18:00) стал причиной возбуждения ваты (ватапракопа). Чтобы устранить это, Вайдья посоветовал ей кушать овощи между 14 и 15 часами, а также прописал травяные клизмы (нируха васти) с травами, уравновешивающими вата дошу (дашамула, бала и эранда), для приёма в период обострения ваты (до 6 вечера). Этих двух методик было достаточно, чтобы вата пришла в норму. Поскольку препарат Амрутагуггулу (медохара, препарат способствующий похудению) назначали утром, а также после еды, когда капха увеличивается, вес у девушки тоже снизился.

Через 4 месяца она приехала в нашу больницу за лекарствами. На этот раз она призналась, что, когда ее попросили делать клизмы для лечения головной боли, вместо приема лекарств, она подумала, что Доктор сошел с ума. Однако результаты не заставили её жаловаться на решения Доктора.

История 2

Масло с горькими травами от рахита

Масло, приготовленное с настоем горьких трав (тикта аушадха), давали в виде масляной микроклизмы (матравасти) в течение 21 дня ребенку, страдающему рахитом. Это лечение дало лучшие результаты, чем внутренние лекарства.

История 3

Боли в желудке

Истории лечения панчакармой

Пациент – молодой человек 18 лет. Основная жалоба – сильные боли в животе. У него очень крепкое тело, но всякий раз, когда начинается боль в животе, он беспомощно катается по полу.

Общие симптомы:

Нет аппетита, сильные боли в животе даже после очень небольшого количества еды, запор (под вопросом). Он работал в мастерской по ремонту велосипедов. Когда в течение дня у него бывали физические нагрузки, он страдал от сильных болей в животе. Его диета — бобовые и очень острые продукты.

В первую очередь ему были назначены травяные клизмы (кашая васти)*

*в состав кашая васти кроме травяных отваров также обычно входят лекарственное масло гхи, мед, соль, могут входить и растительные порошки — прим. переводчика.

Когда пациент приходит в нашу клинику Панчакармы, мы сначала применяем клизмы (кашая васти). Они являются обязательным назначением, если есть малейшие подозрения на запор.

Большинство заболеваний вызывается вата-дошей. Согласно Аюрведе, клизмы (васти) считаются лучшим лечением для облегчения / успокоения ваты.

Питта доша и капха доша обычно тоже теряют равновесие, но вата доша — то, что активирует эти два  дисбаланса. Таким образом, вата доша может рассматриваться как важная причина болезней. После выполнения васти увеличенная вата доша будет уменьшаться. Таким образом, половина работы будет сделана. Помните об этом.

Пациент почувствовал сильное облегчение после того, как прошел васти, но боли в животе не исчезли.

Был прописан приём 50 г топленого масла с горькими травами (махатиктхакам гритам).

Так как боли в животе были в течение последних 2 лет, мы давали ему 50 г топленого масла Махатиктхакам ежедневно с горячей водой в течение 5 дней, а также выполняли массаж абхьянга с маслом, нагретым с солью, в течение 5 дней (снехана сведанам). Затем сделали травяные клизмы (нируха васти).

Молодому человеку были проведены 5 чисток панчакармы.

Прием масла (снехапана) утром и массаж абхьянга вечером: внутреннее и внешнее умасливание. Помимо этого, делали потогонные процедуры (сведана), затем нируха васти, чередующиеся с масляными микроклизмами (анувасана васти), так мы выполняли мягкие панчакармы последовательно в течение 5 дней. Уже со второго дня боль начала уменьшаться. В один из дней у него началась тошнота и рвота после прохождения снеханы и сведаны. В связи с этим мы дали ему соответствующую рвотную терапию (ваману).

В следующем месяце боли в животе больше не повторялись, теперь он может наслаждаться любой едой. Запоры, головокружение и несварение также больше не повторялись.

Комментарий

Исключительно аюрведические пациенты.

Пациенты, страдающие от болей в животе, одышки, артритов (амаваты) и болей в коленях, являются особыми клиентами Аюрведы. Потому что таким пациентам редко помогает лечение методами современной медицины. Они приходят к аюрведическому доктору после того, как прошли многих  докторов аллопатов, в надежде, что хоть здесь смогут получить подходящее лечение, которое им поможет.

Лечение вата состояний (ватачикитса) приносит славу аюрведическому вайдье.

После начала аюрведического лечения, т.е. после прохождения клизм васти, пациент чувствует себя очень комфортно и сожалеет, что не попробовал Аюрведу раньше.

Все пациенты, страдающие от болей в животе, получают облегчение с помощью аюрведического лечения. У этого пациента была язва желудка, от которой он полностью излечился с помощью аюрведы.

История 4

Снеха васти

Пациент, страдающий шейным спондилезом, полностью вылечился с помощью масляных микроклизм (снеха васти). После лечения он никогда больше не использовал шейный корсет, а также избавился от высокого кровяного давления.

История 5

Боль в животе и потеря веса

Худой невысокий мужчина, работавший в банке Гуджарата, однажды пришел в мою клинику Панчакармы с жалобой на боль в животе. Боль оущалась чуть ниже пупка, не сильная но постоянная. Боль присутствовала и при надавливании.

Он лечился от этой боли весь последний год аллопатическими средствами, но особого облегчения не получил, был разочарован и почти потерял надежду.

Боль находится в вата стхане – обычном «месте пребывания» ваты. Следовательно, нужны клизмы (васти).

Мы сначала сделали травяные васти с отваром трифалы и пунарнавы. После первой же васти боль впервые за последний год прекратилась. В ту ночь он мирно спал.

Ежедневно делали Васти с этим отваром. Также были 2 масляные анувасана васти. С этим лечением боль уменьшилась, но началась рвота, поэтому мы организовали превосходную рвотную терапию — ваману. Так была изгнана питта доша.

Далее была назначена диета для восстановления огня пищеварения (самсарджанакрама)

Теплая вода, ячменные ротти, чапати и карри вернули молодого человека к обычному режиму питания. Благодаря этой самасарджана крийе у пациента появился хороший аппетит, и боль исчезла. Фигура / форма тела также улучшились.

Похудание это тоже болезнь. Метод лечения можно найти в вышеупомянутом протоколе.

Метод лечения похудания

Сначала Нируха васти, а затем Анувасана васти. Если у пациента развивается тошнота после прохождения этих васти, проведите ваману. Затем начните сансарджанакраму. Благодаря этому лечению будет достигнуто выздоровление / лечение болезней и улучшение фигуры.

В контексте Вата чикитса существует неразрывная связь между сула и васти. У этого пациента был диагностирован колит. Врачи лечили это состояние некоторыми популярными лекарствами, такими как флагил. Колит — заболевание толстой кишки. Таким образом, лекарства можно легко доставить к пораженному участку через васти. Я рассказал пациенту, что, благодаря васти, язвы заживают, черви изгоняются, потение восстанавливается, выделение гноя уменьшается, боль исчезает, у пациента появляется хороший аппетит, улучшается пищеварение и увеличивается до нормы вес. Так я убедил пациента пройти курс панчакарму.

Послесловие Доктора Ананда

Истории лечения панчакармой

20 лет назад мое внимание к историям Вайдьи Бидхумадхава Шастри привлёк Вайдья Бхарат, который с глубоким почтением отзывался о его книге, рассказывая о своем собственном клиническом опыте после её прочтения. Позже он прислал мне фотокопию книги, которая была на маратхи. Мы организовали ее перевод на язык малаялам. Когда я, наконец, её прочёл, я был впечатлен простотой повествования и уверенностью автора в своих знаниях. Я читал и слушал подобные истории и в свои школьные годы, когда мой отец*(отцом доктора Ананда был выдающийся аюрведический вайдья — прим.переводчика) выписывал различные журналы по аюрведе, где частенько печатались клинические рассказы именитых практиков. В наши дни, увы, на смену очарования таких историй пришли сухие научные кейсы.

Эти истории показывают нам несравненного целителя (апурва вайдью), редкость в наши дни, обладающего твердой убежденностью в своих знаниях аюрведы. Вайдья Бидхумадхав Шастри никогда не недооценивал того, чему он научился в аюрведическом колледже. Он твердо опирался на Шастры во всех ситуациях его профессиональной практики. Эта книга во многом повлияла на меня. Я начал в каждом случае искать именно те осязаемые факторы, которые имеют существенную связь с состоянием пациента.

Вайдья Бидхумадхав Шастри умел найти счастливую возможность в каждом несчастье. Он начал практиковать в то время, когда английская медицина маргинализировала местные системы здравоохранения. Общество к тому времени уже изрядно подзабыло слово Аюрведа. Он тратил много времени в беседах со своими пациентами, чтобы восстановить доверие к древней науке, обучая каждого, который к нему обращался.

Во время моего первого визита в Санкт-Петербург я на себе прочувствовал эту ситуацию, когда мне приходилось часами объяснять каждому пациенту азы аюрведы и убеждать его следовать назначенному курсу лечения. Это резко контрастировало с консультациями, которые я провожу в своем учреждении, ведь там это не занимает много времени, так как пациенты в Керале традиционно хорошо информированы и восприимчивы к аюрведе.

За пределами Индии, где не всегда возможно найти лекарства аюрведы, я следовал урокам Вайдьи Биндумадхава Шастри, и прописывал рецепты, основанные на принципах аюрведы, но удобные для пациентов, используя местные ресурсы. Совершенно другая еда и образ жизни. В России в те годы было очень мало специй, небольшое разнообразие овощей, почти нет соли в пище. Я зашел тогда в ближайший супермаркет, чтобы посмотреть, какие есть в наличии овощи, бакалея, мясо, рыба, молочные продукты, и их примерную стоимость. В этом невегетарианском обществе в качестве основных лекарств я прописывал детям с сердечными заболеваниями куриные сердечки, которые можно купить в мясных магазинах, с добавлением определенных, полезных для сердца, специй и чеснока. Кишки, приготовленные со специями при синдроме раздраженного кишечника, супы из печени при заболеваниях глаз и печени, костные супы при дегенеративных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нетра тарпанам с простым топленым маслом, подсолнечное масло с небольшим количеством соли и перца для абхьянгам и пижичила, топленое масло для снехапанам и т. д. Вместо баттермилка советовал использовать молочную сыворотку внутрь для  открытия и очищения каналов тела (шрота-шодханам). Мы использовали простые отвары с трифалой, медом и гималайской солью для кашая васти, чесночные отвары при эпилепсии, неврологических жалобах, проблемах с сердцем и т. д. Лук, обжаренный в топленом масле или луковый отвар в сыворотке при геморрое, свищах и т. д. Отвар изюма и куркумы при артрите, кожуру граната, вываренную в сыворотке, при СРК и т. д.

Моей принимающей стороной был аюрведический центр Камала. У владельца центра, Марины, была, кроме Камалы, сеть детских клиник в городе, в которой работало около 500 врачей аллопатов. Я должен был представить аюрведу этой совершенно неосведомленной о ней публике и врачам. Алла Викторовна Быстрова, педиатр, интересующаяся аюрведой, очень помогала мне их убедить. На каждого пациента она и сама тратила много времени, рассказывая основные принципы Аюрведы, как и почему нужно следовать её инструкциям. Было трудно объяснить родителям, к примеру, что специи допустимы даже в детском питании, с пищей, увеличивающей капху. Постепенно, во время моих следующих визитов в последующие годы, я мог видеть изменение общественного мнения. Теперь «КАМАЛА» является известной клиникой аюрведы, в которой работают индийские врачи и терапевты, применяются индийские препараты и масла. Решимость создателей Камалы продемонстрировала, что методичная и постоянная разъяснительная работа с каждым пациентом и превращение их в пожизненных сторонников аюрведы имеет лучшую перспективу, чем краткосрочная реклама, которая может привлечь большое количество людей быстро, но на короткое время.

Среди нас так много докторов аюрведы, которые думают и практикуют, как Доктр Бидхумадхав Шастри. Они не жалуются на неудобства. Они не увлекаются хайпами. Их методы рассуждения не основаны на недолговечной информации, получаемой в результате бесконечных исследований. Они не ждут, пока правительство или английская медицина оценят аюрведу. Они просто действуют. Они не думают о лекарствах или болезнях. Они думают только о пациенте, который находится перед ними. Его страдания, его потребности и желания, его заботы и его прошлое — вот что исследуется. Они остаются сильными в теории и применяют её гибко на практике. Они проявляют терпение к каждому пациенту, и постепенно завоёвывают его доверие.

Вайдья Бидхумадхав Шастри взял на вооружение суть пачакармы прямо из ее теоретической основы и сделал ее практически простой, гибкой, дружественной к пациенту, эффективной и недорогой. Эта книга на самом деле говорит о Шастрах более детально, чем любые тома исследовательских работ. Эти истории также будут вдохновлять каждого варча аюрведы, как истории о супергероях вдохновляют сердце ребенка.

Июнь 2021 г. Доктор Ананд П.К.В.

Профессор, заведующий кафедрой пачакармы аюрведического колледжа Вайдьяратнам.

Похожие статьи

Интересные материалы