Когда начинается жизнь человека?
Автор — Ляйсан Мирзагитова
В нашей стране на государственном уровне начал ставится вопрос о правовом статусе абортов. Тема эта трудная, так как искусственное прерывание беременности у нас в стране, да и в большей части мира, давно стало широкой практикой и «правом» женщины. Но если взглянуть на тему непредвзято, то возникает много трудных этических вопросов. Не беря ничью сторону в этом споре, давайте посмотрим, что говорит древняя наука о жизни человека. Когда она начинается? С момента появления на свет из утробы матери, с момента формирования каких-то органов или ещё раньше?
Говоря о зачатии, современная медицина говорит, что это момент внедрения сперматозоида в яйцеклетку, то есть в процессе два участника, и они – просто две материальные репродуктивные ткани. Аюрведа, в отличие от современной медицины, говорит о том, что в этом моменте участвуют трое – две материальные репродуктивные ткани и нематериальная субстанция именуемая Атмой, или Дживой –душой. Что же аюрведа называет жизнью? Мы находим для этого такое определение — Сочетание тела, чувств (органов чувств), ума и души вместе называется жизнью – аю.
Разберём вопрос подробнее. Итак,
- Душа присоединяется к телу в самый момент зачатия:
Согласно Чарака Самхите (Шарира Стхана, 4 глава, шлока 5)
शुक्रशोणितजीवसंयोगे तु खलु कुक्षिगते गर्भसञ्ज्ञा भवति||५||
śukraśoṇitajīvasaṃyoge tu khalu kukṣigate garbhasañjñā bhavati||5||
Что означает следующее: когда соединяются сперматозоид и яйцеклетка, в тот же момент с ними в утробе соединяется Джива (душа), тогда формируется Гарбха (плод), и происходит зачатие. То есть, можно сказать, что у эмбриона с первого дня есть душа. Хотя правильнее было бы сказать наоборот, что в этот момент у Души, сходящей на Землю, появляется тело.
- У плода есть разум
Согласно Чарака Самхите (Шарира Стхана, 4 глава, шлока 4)
मातृतः पितृत आत्मतः सात्म्यतो रसतः सत्त्वत इत्येतेभ्यो भावेभ्यः समुदितेभ्यो गर्भः सम्भवति |
mātṛtaḥ pitṛta ātmataḥ sātmyato rasataḥ sattvata ityetebhyo bhāvebhyaḥ samuditebhyo garbhaḥ sambhavati|
Что переводится так: на эмбрион оказывают влияние материнские и отцовские душа, привычки, качества Раса дхату и Сатватаха, то есть на него влияют факторы ума родителей. Таким образом, с самого начала развития плода у него есть очень индивидуальный разум, хотя и в зачаточной форме.
3. У плода есть тело (Шарира). Оно находится на стадии развития, но у плода точно есть тело, которое изменяется на протяжении девяти месяцев его внутриутробного развития, и дальнейшие изменения продолжаются после рождения. В аюрведе считается, что полностью сформированными ткани и органы тела ребенка становятся только к четырехлетнему возрасту.
5. У плода есть органы чувств, хотя и на ранней стадии развития. На самом деле, органы чувств имеют меньшее значение для определения жизни. Ведь слепой человек, хотя и лишенный зрения, вполне жив, и никто с этим не поспорит. Даже у пациента в коме, хотя все органы чувств и ум перестают функционировать, жизнь все равно сохраняется, потому что душа не покинула тело.
О внутриутробной, весьма полноценной деятельности ума и чувств говорится в эпосе Махабхарата, на великом примере Абхиманью, сына Арджуны и Драупади. Беременная Драупади попросила Арджуну рассказать что-нибудь ей и их будущему сыну и он стал рассказывать о военной технике построения и битвы, именуемой Чакравьюха. Драупади было скучно случать о военных премудростях, и она заснула на середине повествования. К сожалению, это стало впоследствии причиной смерти юного воина Абхманью, который сумел проникнуть внутрь вражеской Чакравьюхи, имея интуитивное знание из внутриутробного периода, но выйти из него не смог, так как не дослушал слова отца. Для тех, кому сказания Махабхараты кажутся лишь интересной сказкой, доказательством внутриутробной деятельности чувств и ума станут современные исследования, инструментально доказывающие, что плод реагирует на прикосновения и голос матери и других членов семьи.
В целом, нам кажется совершенно очевидным, что зародыш имеет жизнь.
Но в вопросах абортов могут быть разные нюансы, о которых мы тут не станем говорить. Каждая женщина принимает решение сама. Но мы все должны говорить в полный голос о том, что с самого момента зачатия в этом вопросе речь идет о жизни человека, а не бездушного сгустка плоти во чреве будущей матери.
Пусть наши дети рождаются и будут счастливы! Мир ждёт их!