О пользе использования процедуры Насьям

Ананд П.К.В., доктор медицины в аюрведе. Аюрведический колледж Вайдьяратнам Триссур, Керала

Носовые ходы уникальны для введения лекарств, так как они находятся в непосредственной близости к наиболее важным органам нашего тела. Следовательно, мы получаем возможность влиять на органы и системы непосредственно в месте их расположения. Практика Насьям настолько гибкая, что она может без опасений использоваться с момента рождения и до глубокой старости, с разницей лишь в дозировке. Другим преимуществом метода является разнообразие лекарственных форм для введения, из которых можно выбрать наиболее подходящий для каждого случая: от чистой воды до меда, масел и даже порошков.

Насьям можно рекомендовать для использования в повседневной жизни в качестве ежедневного средства для:

  • сохранения общего здоровья;
  • профилактики каких-либо конкретных заболеваний, к которым человек может быть склонен в силу своей природы (пракрити), работы и т.д.;
  • профилактики рецидивов заболеваний, от которых человек уже пролечился ранее;
  • длительного мягкого очищения (шодхана) для удаления остатков любых дош после курса Панчакармы.

Процедура применения в повседневной жизни настолько проста, что любого человека можно обучить и мотивировать делать пратимарша Насьям (pratimarsa nasyam)[1].

Пратимарша с водой полезна для очень многих типов людей. Её можно рекомендовать в случаях, когда в выделениях из носа присутствуют пятна крови, или при мокроте, связанной с синуситом, ринитом и т.д. Эту практику можно заменить ежедневным водным промыванием носа джала-нети. Обе практики пойдут на пользу во многих случаях заболеваний в области отоларингологии и офтальмологии, а также в общей терапии. Они помогут при сухости глаз, болезни Шегрена, синуситах с кровотечениями и многих других. Бессонница также обычно хорошо реагирует на Насьям или джала-нети с простой водой.

Для повседневной гигиены и при капха-нарушениях масло ану (анутайлам) является лучшим выбором по нескольким причинам. Оно является проверенным лекарством при рецидивирующих ринитах, синуситах и почти всех катаральных проявлениях.

Головные боли, которые проявляются в форме тяжести в голове, односторонние боли, проявляющиеся в определенное время суток, и подобные полностью излечиваются с помощью данной процедуры. Широкий ряд сосудистых и других форм головной боли также успешно излечивается Насьям. Препараты в этих случаях выбираются на основе доминирующей доши.

Например, масло кширабала (ksheerabala tailam) или Сатхапак (Sathapakthailam) используется у типа, склонного к Sooryavartha[2] с учетом его свойств питасамана (pithasamana). Головная боль из-за ринита, синусита и т.д. лучше всего лечится анутайлам (anutailam), хотя и любая другая Насьям, благодаря своему контролирующему капху действию, принесет некоторое облегчение. Масло Дханвантарам (Dhanvantaram thailam), учитывая его эффективность при marmabhighatha[3], — это хороший выбор для головной боли, возникшей как последствие травмы или иного повреждения головы. Его также можно использовать в случаях шейного спондилеза и связанных с ним нервно-мышечных жалоб. Масло на основе гхи с отварами Бала[4] и Вильва[5] используется при различных заболеваниях мозга и мозжечка.

Масла Карпасаштхиади (Karpasasthyadi thailam) и махамаша (mahamashathailam) чаще всего назначаются при остаточном параличе после инсульта. Процедура с маслами Кширабала (Ksheerabala), Махараджапрасарани (Maharajaprasarani thailam), Дханвантарам (Dhanvantaram thailam) и другими доказала свою пользу при различных воспалительных, старческих и неврологических ушных заболеваниях, таких как вестибулярные головокружения, синдром Меньера, невралгия тройничного нерва, старческая глухота, шум в ушах и других.

Также Насьям может стать превентивной мерой при отеках в области шеи, плеч, головы, вызванных ревматоидным или шейным спондилёзом. В случаях Apabahuka[6] и при других болезненных нервно–мышечно-скелетных состояниях в плечах и руках, предпочтительными лекарствами являются масло Махабала (Mahabala thailam), Махараджапрасани (Maharajaprasarni tailam) и масло Дханвантарам (Dhanvantaram thailam). Процедура оказывается весьма полезной в ряде клинических состояний кистей рук, таких как писательские судороги, невралгические боли и т.д. Однако такие энтезитные поражения, как теннисный локоть, карпальный туннельный синдром (синдром запястного канала) и подобные состояния не так легко отвечают на лечение Насьям. Сердечно-сосудистые и респираторные заболевания обычно не лечат с ее помощью, из опасения нежелательных провокаций. Тем не менее, когда при этих заболеваниях Peenasam (ринит) доминирует, она помогает уменьшить роль капха в проявлениях.

Системное действие удивительно при желтухе. Avapeedaka Насьям[7] с соком плодов luffa cylindrica вызывает резкое падение уровня билирубина в сыворотке крови в течение 24 часов. Этот метод должен популяризироваться всеми вайдьями, чтобы добиться настоящего прорыва в лечении заболеваний печени. Как всем нам известно, в аллопатической медицине не существует никаких достойных внимания способов управления заболеваниями печени, и обычно используется только вспомогательная поддерживающая терапия. Вайдьи — традиционные врачи аюрведы — должны выступить с предложением обществу этой чудесной техники как меры для спасения жизни многих людей. Так как этот препарат не выпускается никакими аюрведическими фабриками, каждый из нас всегда должен иметь при себе один или два плода люффы и всегда быть готовым использовать их.

При заложенном или забитом слизью носе, тяжести в голове используются порошки, имеющиеся в продаже, для порошковой Насьям. Порошок для носа (Nasika choornam) является той лекарственной формулой, которую можно использовать как лекарство для вдыхания при хронических синуситах, обычных головных болях и т.д. Раздражающие нюхательные порошки, такие как cinkini и др., пользуются популярностью за свой мгновенный эффект открытия заложенного носа. Vilvadi gulika[8] для avapeedaka Насьям была очень распространена для пациентов, находящихся без сознания.

Сосудистая деменция является еще одним состоянием, которое лечится с помощью Насьям.

Процедура часто приносит общее системное изменение состояния пациента, как показывает ее применения в ритуале pumsavana[9] и др. Примером может быть меноррагия, которая реагирует положительно на лечение. Чрезмерно обильные менструации, а также кровотечения в возрасте предменопаузы могут быть эффективно остановлены, и тем самым можно избежать хирургического вмешательства, маслом кальянака ги (kalyanaka ghritam) или маслом кширабала (ksheerabala tailam). Механизм действия при таких гормонально зависимых состояниях даёт надежду, что процедура станет их основной терапией,, подобной по действию гармоно-замещающей.

В наших клиниках Насьям стали назначать гораздо реже. Это может служить примером того, насколько обусловлены и зависимы мы стали в нашей практике, полагаясь лишь на лекарственные средства для приема внутрь. И аюрведа, и общество в целом проигрывают, когда мы, традиционные врачи аюрведы, не используем все варианты лечения, доступные нам, — тогда, когда это необходимо. Роль Насьям должна быть по заслугам оценена традиционными врачами аюрведы как наипервейшее средство как в острых, так и в хронических случаях. Массовые просветительские кампании должны быть инициированы вайдьями, фармацевтической промышленностью, НПО и другими, чтобы популяризировать этот бесценный метод лечения среди населения.

Процедура давно и успешно осуществляется в нашем центре.

Об авторе Доктор П.К.В Ананд, потомственный врач аюрведы (вайдья) в области педиатрии, имеющий также официальную степень доктора медицины (MD) в аюрведе, профессор кафедры панчакармы Аюрведического колледжа Вайдьяратнам (Thaikkattussery, Триссур), автор множества статей, книг и переводов с санскрита по аюрведе. Периодически доктор приезжает в АЦ Камала для консультаций и приема пациентов.

Перевод – Мирзагитова Л.А


[1] Ежедневная Насьям с введением небольшого количества вещества.

[2] Головные боли, зависящие от положения Солнца.

[3] Травмирование марм.

[4] Sida Cardifolia.

[5] Aegle marmelos.

[6] Синдром замороженного плеча.

[7] Avapeedaka НАСЬЯМ – этот вид процедуры делается с соком или выжимкой из лекарства в пастообразном состоянии: делается паста, которая затем процеживается через несколько слоев марли или ткань.

[8] Эти таблетки делаются из перетертой и затем высушенной растительной пасты. Для Насьям таблетки размачиваются водой и затем процеживаются.

[9] Один из 16 основных ритуалов, проводившихся в течение жизни человека в древней Индии, он касается генной инженерии и программирования пола ребенка во время его пребывания в утробе матери.

Похожие статьи

Интересные материалы