Очищение субдош и качества характера
Автор — Ляйсан Мирзагитова
Мы уже не раз говорили, что аюрведа – наука о здоровой жизни, и большая её часть посвящена именно не способам лечения, а законам и правилам поддержки здоровья. Красота аюрведы в том, что она видит мир и человека как единство, в котором есть универсальные законы и общее содержание. Так, она говорит что всё в мире, включая и человека, содержит в себе пять первоэлементов (махабхут), и это эфир (пространство), воздух (движущееся пространство), огонь (трансформирующее начало), вода (текучие субстанции) и земля (плотная материя).
Три доши (функциональные центры строительства, сжигания и движения) также содержат в себе, как основные, по паре первоэлементов. Вата – эфир и воздух, питта – огонь и вода, капха – вода и земля. В каждой доше наука выделяет пять субдош.
Аюрведа говорит, что первоэлементы как таковые и первоэлементы в составе всех 15ти субдош подлежат регулярному очищению (махабхута шодхана), для здоровья не только телесного, но и для развития в человеке высших добродетелей. Благостный ум и хорошие качества – главный ключ к здоровью и на физическом уровне.
Таким образом, любое действие нашей повседневной жизни аюрведа объясняет с научной точки зрения и в терминах уравновешивания и очищения наших тонких субстанций.
Объясним это конкретнее.
Наша ежедневная рутина для здоровья включает в себя – здоровый сон, активное бодрствование и регулярное питание. Встав с утра, мы должны естественным способом опорожнить свой кишечник и мочевой пузырь, почистить зубы и язык, умыть лицо и руки, принять душ, выпить 1-2 стакана теплой воды, сделать зарядку, пранаяму, помедитировать и попеть молитвы или мантры. Кроме этих всем нам известных процедур, аюрведа призывает ежедневно делать самомассаж головы, с капелькой масла, умасливать и активно растирать всё тело (при капха конституции вместо масла используется сухой порошок), а также ежедневно закапывать в нос масло ану-тайлам. Кроме регулярного питания, раз в 1-2 недели мы должны проводить голодные или разгрузочные дни.
Аюрведа имеет рациональное объяснение для каждого из этих простых действий, утверждая, что они укрепляют и очищают наши первоэлементы как таковые и в составе конкретной субдоши. Как именно это происходит?
Так, мы укрепляем вату когда спим, стабилизируем питту когда едим и уравновешиваем капху когда работаем физически или упражняемся.
Мы поддерживаем первоэлементы своего тела в чистоте также с помощью ежедневных действий. Мы очищаем и поддерживаем в здоровом состоянии землю (притхви) при своевременной и здоровой дефекации, воду (джала), когда пьем достаточно теплой воды с утра, огонь (агни) когда делаем зарядку и достаточно физически себя нагружаем, воздух (вайю) когда делаем пранаяму. Мы очищаем эфир (акаша) с помощью медитации.
Если все 5 субдош у трех дош мы будем держать стабильными и чистыми – будем здоровы на физическом и на ментальном уровне.
Очищение первоэлементов (бхута шудхи) для 15 субдош
ВАТА
Субдоши ваты: прана, самана, вьяна, удана и апана.
Прана вата отвечает за всё, что в нас входит – воздух, пища, информация, знания, она находится в голове. В ней доминирует эфир, и для его очищения применяется медитация. Добродетель, которая при этом развивается, это духовный прогресс. Вокруг медитации много мифов и недопонимания, поэтому остановимся чуть подробнее. В нашем бытие есть разные состояния. (1) Бодрствование, когда мы ощущаем себя телом, так как оно активно. Состояние сна, которое состоит из двух: (2) состояния засыпания, временного отсутствия ума и тела и (3) состояния сновидения, когда тело пассивно а ум активен. Мудрые говорят, что есть еще (4) состояние истинной пробужденности, путем к которому является медитация, или приостановка поведения ума. Только когда тело бодрствует а ум пассивен, мы начинаем ощущать свою истинную суть, и это ведет к прогрессу. Путь этот не легкий, но плодотворный.
Удана вата, находится в груди и сердце. Здесь доминирует воздух, и его очищает и уравновешивает чтение молитв или мантр, кому как привычнее. При регулярном чтении молитв или мантр мы развиваем в себе два высших качества – сострадание и преданность Богу.
Самана вата связана с огнем и пищеварением, обеспечивает движение внутри пищеварительного тракта. Путь её очищения – голодание и пост. Высшее качество, развивающееся при этом – равность/равноправие.
Вьяна вата связана с кровообращением и мышечной активностью, из первоэлементов — с водой. Её очищают асаны йоги. Через них мы достигаем скромности и смирения.
Апана вата расположена в толстом кишечнике и половых органах, ответственна за движение из тела наружу. Здесь доминирует земля, и её очистка – дефекация, а высшая ценность, которую мы развиваем при правильном очищении – прощение.
ПИТТА
Субдоши питты: садхака, алочака, пачака, ранджака, бхрачака.
Садхака питта управляет психической энергией человека, усвоением идей, она связана с эфиром, и для ее чистоты полезно вставать в час Брахма мухурта – за час до рассвета. Высшие качества, которые при этом развиваются – честь, авторитетность.
Алочака питта относится к глазам и зрению. Для поддержания её чистоты необходимо регулярное умывание глаз прохладной водой. Высшая ценность, которая при этом достигается – непривязанность (нисангата).
Пачака питта связана с огнем (также как самана вата) но если самана вату чистит голодание, то тут, наоборот, регулярные приемы пищи очищают и укрепляют эту субдошу. При этом развивается качество удовлетворенности и благодарности.
Ранджака питта связана с печенью, селезенкой и водой. Для ее очищения благоприятно принимать душ. Развивается при этом качество благотворительности.
Бхрачака питта связана с кожей, и для ее очищения подходит порошковый самомассаж. При этом увеличивается качество стабильности, так как она связана с землёй.
КАПХА
Субдоши капхи: тарпака, слешака, кледака, бодхака, аваламбака.
Тарпака капха, расположенная в мозге и сердце, связана с акашей, эфиром. Её очищает массаж головы, широабхъянга. Такое очищение помогает развивать осознание.
Слешака капха имеет отношение к смазке суставов. Для её очищения и поддержания нужен масляный массаж абхъянга. Добродетель, которая при этом развивается – стойкость, непоколебимость.
Кледака капха связана с желудком, и, как самана вата и пачака питта, участвует в пищеварении. Соответственно, связана с огнём. Для её очищения следует с утра пить теплую воду. Очень хорошо, если вода будет при этом храниться в медной посуде (медь тоже связана с огнём). Высшая ценность, развивающаяся при этом – чистота.
Бодхака капха расположена во рту и определяет чувство вкуса, а значит, связана с водой. Её очищает ежеутренняя чистка языка. Эта процедура, которую, к сожалению, не все у нас делают, очень полезна. Она улучшает вкус, очищает бактериальный налет на языке и помогает устранить неприятный запах изо рта. Высшая ценность, которая при этом развивается – гармония/единство.
И последняя, аваламбака капха, локализуется в сердце и лёгких, связана с землей. Очищает её насья, закапывание масел в нос. Развивается при этом созерцательность (дхъяна).
Делая ежедневные гигиенические и другие рутинные процедуры, давайте будем вспоминать о том, что мы при этом чистим свои доши и первоэлементы, а также развиваем в себе ценные положительные качества характера, которые помогут нашей здоровой и более счастливой жизни!