Риту сандхи. Осеннее-зимнее межсезонье
Автор — Доктор Пранавакумар СК (B.A.M.S.)
Перевод и редактирование – Л.Мирзагитова
Всё в природе постоянно изменяется, и эти изменения плавные. И сезоны тоже меняются постепенно. Хотя разным сезонам свойственны свои индикаторы — дожди, снегопады, листопады и т. д., это не мгновенное изменение климата, а постепенная трансформация. Существует период времени, в течение которого предыдущий и следующий за ним сезоны смешиваются и взаимодействуют. Это время имеет большое значение, поскольку является отправной точкой для подготовки людей к предстоящему сезону и отпусканию предыдущего сезонного режима. В Аюрведе этот временной интервал называется Риту Сандхи. (Риту — сезон, Сандхи — соединение). Если шесть аюрведических сезонов длятся примерно по два месяца, то межсезоньями считаются последняя неделя предыдущего и первая неделя начинающегося сезона.
Трактат Аштангахридхая сутрастхана объясняет концепцию Риту сандхи в специальной главе, посвященной сезонным режимам. Там говорится: «Последние семь дней сезона и первые семь дней следующего сезона считаются периодом климатического перехода. В этот период следует постепенно сворачивать режим предыдущего риту и начинать практиковать режим следующего риту. Немедленный отказ от первого и резкое начало второго приведет к различным заболеваниям из-за неправильной адаптации».
Значение осеннего межсезонья (Риту Сандхи между сезонами Шарат и Хеманта).
В аюрведе осень считается от середины сентября, а ранняя зима – от середины ноября. Соответственно, сейчас мы в разгаре осенне-зимнего межсезонья.

С приходом осени мы отмечали красоту багряных листьев и свежую прохладу, означающие конец лета. С приходом зимы мы видим, как мокрый дождь постепенно превращается в сухой снег и воздух становится морозным. По мере того, как мы переходим от лёгких ветровок к тёплым свитерам, шарфам и перчаткам, нам важно почувствовать, как тело внутренне приспосабливается к новому времени года. Голые ветки и жёлтые листья под ногами делают изменения во внешней среде очевидными, но наша физическая реакция на смену времен года зачастую гораздо более незаметна.
Наиболее распространенной реакцией на это время года является более сухая кожа. Это можно объяснить снижением температуры и влажности в атмосфере, что заставляет кожу усерднее работать для поддержания гидратации. Даже это показывает, как каждое сезонное изменение погоды действует на организм подобно шоку, нарушая типичный химический баланс внутренней среды и, также, нашей кожи, вызывая сухость, а иногда и высыпания.
Если мы проанализируем эти времена года с аюрведической точки зрения, обостренная во время Шарат Риту (осень) Питта вернется к своему нормальному состоянию в течение Хеманта Риту (начало зимы). Вата-доша вернулась к своему нормальному состоянию в осеннее время, а Капха-доша, напротив, начинает накапливаться в начале зимы.
Как и многие другие млекопитающие, люди, как известно, накапливают жир в зимние месяцы. В аюрведе сезоны Хеманта (ранняя зима) и Шишира (поздняя зима) также считаются периодом накопления Капхи. Тело делает это, чтобы сохранить тепло и противостоять агрессивному огню пищеварения, который всегда растёт внутри, когда снаружи холодно. Если бы мы не накапливали зимний жирок, то этот разъярившийся огонь стал бы истощать ткани нашего тела, что всегда неблагоприятно.
На психологическом уровне
Сезонное аффективное расстройство, или САР, может иногда приводить к серьезной депрессии. Такое явление свойственно осени и началу зимы. В журнале «Архивы общей психиатрии» пишут, что САР заставляет нас больше спать осенью и зимой для выработки большего количества мелатонина, от которого сильно зависит наше настроение и психическое состояние. Это означает, что мы дольше спим зимой, продолжаем спать даже когда организм полностью отдохнул. Так же, «Журнал психосоматических исследований» опубликовал исследование, в котором участники в октябре спали почти на три часа больше днём, чем в любое другое время года. Они связали такую гиперсомнию (медицинский термин, обозначающий чрезмерную дневную сонливость) с осенним поворотом к холоду, который чувствуется в воздухе как морозная свежесть. Это свидетельствует о том, что в переходный период от осени к началу зимы организму приходится довольно сложно.
Поскольку переход Шарат-Хеманта представлен как взаимодействие между уменьшением обостренной Питты, с одной стороны, и накоплением Капхи, с другой стороны, эта Капха усиливает свойства гуны Тамаса, что делает людей более угрюмыми, депрессивными, ленивыми и сонливыми. Хотя при этом Питта будет пытаться раздувать пищеварительный огонь, и, по мере его усиления, наше настроение начнет меняться в более позитивную сторону.
Что делать в это межсезонье
Потребление продуктов со сладким вкусом одинаково рекомендуется как осенью, так и ранней зимой. Только нужно помнить, что сладкий вкус – это не только сахар и булочки, но, прежде всего, зерновые каши, а также большая часть нашей основной пищи. Таким образом, диету мы не будем сильно менять в это межсезонье. Но горький и вяжущий вкусы, которые были хороши для нашей питты осенью, следует заменять на кислый и соленый, которые будут укреплять капху и тело для противостояния грядущим холодам. Следует сократить употребление продуктов со свойствами сухости (рукша) и лёгкости (лагху), таких как старый рис, зеленый маш, мёд и мясо животных, живущих в засушливых землях. И, в то же время, необходимо увеличить употребление маслянистых веществ. Для тех, кто ест мясо, хороши будут мясные супы, и даже умеренное употребление алкоголя не возбраняется им в этот сезон. Вегетарианцам же алкоголь всегда не полезен. Полезны чернослив, сок сахарного тростника, молочные продукты, кунжутное масло и т. д. Не всегда то, что упоминается в аутентичных текстах, привычно нам сегодня. Но мы должны понять идею, лежащую в основе этих строк, и применить ее, опираясь на упомянутые расы (вкусы). Вкусы в этом контексте — это не просто некие ощущения. Но это аюрведический способ понять физиологическое воздействие продукта на организм. Итак, для нас сейчас хороши вкусы, увеличивающие капху, так как нужен подкожный жир, чтобы не мерзнуть и не простужаться в зимние холода.
Применение масел наружно и нежный массаж тела полезен в это межсезонье. А более активный, с высоким давлением, сухой порошковый массаж и активные упражнения людей с ведущей вата дошей может привести к обострению Ваты и дальнейшему истощению тканей. Ну и, понятно, что к зиме нужно подготовить также свой гардероб и обувь.
Концепция межсезонья (Риту Сандхи) представляет собой логический подход к применению ритучарьи – сезонных режимов. Это как «предохранительный клапан», позволяющий мягко включать сезонные режимы, не подвергаясь гневу какого-либо сезона. Поскольку глобальный климат год от года становится все более суровым, пришло время изучать древние принципы и правильно следовать сезонным режимам, чтобы сохранить свое здоровье.