Понимание Вата конституции

Автор — Доктор Пранавакумар СК (B.A.M.S.)

Аюрведа — одна из старейших наук о здоровье в мире, в которой концепции тридоши и пракрити (конституции) являются основной философией. Эти основные концепции позволяют реализовать не только персонализированный подход к лечению и подбору лекарств, но и персонализированную профилактику заболеваний. В свете современной науки появились многие доказательства связи концепции тридоши и пракрити с метаболическими путями, хроническими заболеваниями и различными генотипами людей. Такие исследования и данные позволили глубже понять универсальность аюрведических концепций, а также их очевидную связь с концепциями современной науки.

Концепция пракрити (индивидуальной конституции)

Понимание Вата конституции

Слово пракрити произошло от «Пракаршен кароти ити пракрити», что означает проявление особых характеристик вследствие преобладания (доши). В Аюрведе слово пракрити использовалось в смысле телесной конституции или «доша» пракрити. Согласно раса-вайшешике, пракрити – это состояние, которое формируется в момент оплодотворения благодаря увеличению доши. Оно остается неизменным от момента оплодотворения до смерти. Согласно древнейшим аюрведическим трактатам Сушрута самхита и Чарака самхита, пракрити определяется во время оплодотворения из-за преобладания или повышенного состояния доши, которое является для данного индивидуума нормальным или физиологическим. Хотя пракрити преимущественно определяется дошей, в формировании пракрити участвуют и некоторые другие факторы, как описано Ачарьей Чаракой в главе 8 виман-стханы. Этими факторами являются шукра-шонита, или состояние матки во время оплодотворения, также состояние окружающей среды, время года, пища и режим матери во время беременности, и природа первоэлементов, окружающих плод.

В классических аюрведических трактатах пракрити определяется как непатологическое соотношение дош, сложившееся во время оплодотворения, с учетом состояния дош у отца и матери. Влияние родительских тридош приводит к появлению различных пракрити (конституций), а именно ваты, питты и капхи, их трех двойных сочетаний (Самсарага пракрити, или вата-капха, вата-питта и питта – капха), и, редко, гармоничной тридошной конституции (Саннипатха). Говоря языком современной медицины, пракрити это фенотипическое явление, возникающее из определенного генотипа.

Доши представляют собой различные аспекты регуляции внутри организма, и такая регуляция является результатом работы разнообразных метаболических путей, в которых участвуют многочисленные ферменты. В настоящее время современной медициной совершаются попытки понять глубже особенности этих разных типов метаболических путей и ферментов, но работа эта только начата, и она нелегкая. К счастью, аюрведическая наука дает возможность оценки и анализа их в свете пракрити, что не только помогает понять физическую и психическую конституцию пациента, но также играет жизненно важную роль в прогнозе, диагностике, лечении и профилактике многих сложных заболеваний.

Ватаджа Пракрити, или вата конституция

Как мы уже увидели, преобладание одной или двух дош является первопричиной формирования пракрити любого человека. Конституция предопределяет не только особенности строения тела и физиологических процессов в нем, но также и характер человека. Например, вата со свойствами лагху, сукшма, чала, вишада, рукша, шита и кхара передает свои свойства личности вата типа. Так же обстоит дело и с остальными дошами и их свойствами.

В этой статье мы подробнее остановимся на конституции вата типа и её качествах.

Характерные особенности людей конституции вата (ватаджа-пракрити) связаны с основными свойствами вата доши. Эти качества, «запрограммированые» в человеческом теле, рождают различные телесные особенности человека. Так, к примеру, такое качество ваты как сухость (Рукша)  делает тело сухим, истощенным и маленьким; голос низким, ломким, затрудненным и хриплым; не дает спать глубоким и спокойным сном. Качество легкость (Лагху) даст шаткую походку, непоследовательность действий, непостоянство аппетита, порывистость движений. Свойство подвижности (Чала) делает нестабильными суставы, глаза, брови, челюсти, губы, язык, голову, плечи, руки и ноги. Баху, что означает изобилие, приводит к разговорчивости, более выступающим венам. Свойство стремительности (Шигра) делает людей вата типа стремительными, резко пугающимися, быстрыми в симпатиях и антипатиях, в понимании и забывании вещей (вата отвечает за краткосрочную память), а также определяет стремительность возникновения болезненных проявлений и их исчезновения. Свойство холода (Щита) делает такого человека не переносящим холод, ваты часто страдают от холода, дрожат и испытывают скованность. Свойство шероховатости (Кшара) схожа со свойством Рукши: грубость волос на голове, лице и других частях тела, ногтей, зубов, лица, рук и ног. Вишада буквально означает «прозрачность», и она определяет растворяющие слизь свойства ваты, она сушит, способствует заживлению язв, похудению, но также лишает суставы смазки и отвечает за хруст в суставах при их движении. Исходя из вышеупомянутых качеств, делается вывод, что большая часть людей вата конституции обладают меньшей силой, более короткой продолжительностью жизни, более слабой способностью к деторождению, и меньшим богатством, чем остальные конституции.

Диета и предпочтения в образе жизни

В идеале, люди вата пракрити должны употреблять продукты, которые не станут провоцировать и увеличивать вата дошу. То есть, им следует избегать продукты, обладающие вышеупомянутыми качествами. Сладкий, кислый и соленый вкусы обладают свойствами, противоположными свойствам ваты, а потому помогут контролировать Вату. Именно этим вкусам следует отдавать предпочтение и рассматривать их как основу питания для людей вата конституции. Остальные три вкуса, а именно, острый, горький и вяжущий, имеют в себе первоэлемент воздуха, а потому способствуют истощению тела и провоцируют вата дошу. Люди с вата природой обычно худые, сухие, часто мерзнут, нуждаются в большем количестве зерновых, масел, соли и небольшом количестве специй в своем рационе. Те из них, кто не получает достаточно еды, будут склонны к беспокойству, запорам и бессоннице. Им нужна питательная пища, и им часто трудно соблюдать вегетарианскую диету. Им следует избегать слишком большого количества сырых салатов и фруктов, а также бобов. Им следует употреблять больше зерновых, молочных продуктов и орехов.

Поскольку они, в основном, склонны к нерегулярному образу жизни, а такой образ жизни увеличивает вату, им необходимо стараться изо всех сил поддерживать регулярность в жизни, четкий распорядок дня, сна, работы, отдыха, и одинаковое время питания (диначарья). Им нужно пить теплые напитки и есть свежеприготовленную, теплую, маслянистую, цельную пищу. Им следует кушать продукты, имеющие естественный сладкий, кислый и соленый вкусы. Использовать в ежедневном рационе большое количество разнообразных высококачественных нерафинированных масел или топленого масла и согревающих специй, таких как имбирь, черный перец, корица и тмин. Избегать алкоголя, напитков с кофеином и шоколада. Включить в свой распорядок регулярные умеренные физические упражнения.

Профилактика и лечение согласно индивидуальной конституции

Концепции Аюрведы не являются специфичными для Индии и могут применяться ко всему человечеству в мире. Мы уже упоминали, что пракрити человека (соотношение дош при рождении) считается нормальным и здоровым состоянием для него, а любое нарушение дош относительно конституционального приводит к заболеваниям. Аюрведа подарила человечеству ключи сохранения здоровья, объяснив, как можно предотвратить и минимизировать такие нарушения с помощью правильной диеты, режима дня и правильного поведения в разные сезоны.

Что касается лечения, известно, что аллопатическая медицина превосходна для купирования острых заболеваний. Однако, она не может эффективно лечить хронические расстройства, и Аюрведа более эффективна при лечении таких хронических неинфекционных заболеваний. И, опять – таки, в лечении используются в основном ахара (диета), вихара (образ жизни) и, наконец, аушадхи (натуральные аюрведические лекарства). Эти три столпа аюрведической медицины, в сочетании с теорией тридоши, предоставляют практикующим врачам иную парадигму понимания болезни и делают Аюрведу способной предоставлять персонализированное лекарство для каждого.

Ref. Ashtangahrudhaya by Dr.T. Sreekumar.

       Journal of Ayurveda and Integrative Medicine(Online)

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4012357/

Похожие статьи

Интересные материалы