Ритучарья. Шесть сезонов в аюрведе

Ритучарья – это раздел аюрведы, который говорит о правильном для здоровья поведении в разные сезоны. Почему поведение и диета должны меняться в разные сезоны? Потому что мы часть природы, и под воздействием изменений соотношений пяти махабхут в разные сезоны, меняется соотношение дош — капхи, питты и ваты. Пять первоэлементов (махабхута) это эфир, воздух, огонь, вода, земля. Под воздействием Солнца и Луны в течение года меняется погода и их соотношение. Есть сезоны сухие, влажные, жаркие, холодные, ветренные. Капха (сила строительства тканей в нашей конституции) состоит из воды и земли, ее два основных свойства холод и влага. Питта (сила сжигания) состоит из огня и воды, она горячая и влажная (маслянистая). Вата (сила движения, пульсации, перистальтики) состоит из воздуха и эфира, она сухая и холодная.

Под воздействием меняющихся внешних факторов, доши в течение года проходят определенные циклы накопления, возбуждения и успокоения. Наше здоровье, зависящее от равновесия этих трех сил, это всегда динамическое равновесие, а не константа. В разделе Ритучарья аюрведа дает нам ключи, как в течение года балансировать доши правильным режимом и диетой.

В аюрведе выделяются не 4 а 6 сезонов, длительностью примерно по два месяца. Сразу оговоримся, что в разных местах земного шара эти периоды меняются по длительности, иногда и по содержанию. Но принципы, объясненные в ритучарье, применимы в любой точке мира, если их понять. Наша задача – разглядеть и понять именно эти принципы, а не механически применять учение о шести сезонах.

Эти сезоны –

  • Хеманта, ранняя зима (примерно с 15 ноября до 15 января)
  • Шишира, поздняя зима (примерно с 15 января до 15 марта)
  • Васанта, весна (15 марта – 15 мая)
  • Гришма, лето (15 мая – 15 июля)
  • Варша, сезон дождей (15 июля – 15 сентября)
  • Шарад, осень (15 сентября – 15 ноября)

Первые три сезона приходятся на Уттараяну, Северный путь Солнца, когда оно растет и растет тепло, последние три сезона приходятся на Дакшинаяну, Южный путь Солнца, когда оно убывает и растет холод.

Циклы, которые проходят доши, это :

  • Санчхая (чхая), накопление, когда превалирует одно из основных качеств доши, но второе качество отсутствует в природе в данный момент
  • Пракопа (копа) – осложнение, или возбуждение, когда на накопившееся качество доши начинает действовать второе ее качество
  • Прашамана (шамана) – естественное умиротворение доши в следующий сезон с другими качествами в природе.

Естественное уравновешивание доши происходит при правильном поведении, хорошем здоровье, крепком иммунитете. Если же этого нет, то вместо прашаманы наступает выход возбудившейся доши из своего места и её распространение по телу, и это уже начало патологических изменений в теле.

Мы помним, что аюрведа выделяет 6 стадий болезни, шат крия кала, из которых только две последние диагностируются и признаются болезнью в современной медицине. Эти шесть стадий –

  • Накопление доши — чанчхая
  • Возбуждение — пракопа
  • Распространение – прасара
  • Утверждение доши в слабом органе или ткани – стхана самшрая
  • Проявление симптомов недуга – въякта
  • Появление осложнений болезни – бхеда.

Первые три стадии патогенеза относятся к росту доши и называются доша крия кала. Это те стадии заболевания, которые можно поправить изменениями в питании, режиме, процедурами, общеукрепляющими аюрведическими средствами. Мы видим первые две стадии как естественные процессы в разные сезоны, но, чтобы не развиться в патологию, именно на этих стадиях требуются определенные подходы в поведении, режиме и диете, подробно описанные аюрведой.

С момента, когда доша угнездилась в слабом месте конституции, требуются уже более основательные лечебные действия, включая панчакарму. Последняя стадия, бхеда, часто означает неизлечимое или трудно излечимое заболевание.

Так что лучше не давать болезни развиться до поздних стадий. Для этого полезно изучать раздел аюрведы, посвященный «поведению, ведущему к здоровью» — Свастха вритту, и ритучарью, как его часть. 

Итак, как ведут себя доши в разные сезоны?

Вата накапливается в сухую жару, летом, из-за растущей в теле сухости, и выходит из равновесия  в следующий за жарой сезон дождей, из-за присоединившегося качества холода. Далее, осенью, она должна естественно умиротворяться под воздействием тепла. В наших широтах такое тепло бывает в бабье лето. У нас, правда, и летом редко бывает такая сильная жара, чтобы сильно накопилась вата. Но нужно помнить, что вата самая подвижная, и при любом дисбалансе выходит из равновесия первая. Поэтому каждый должен знать признаки дисбаланса ваты https://www.ayurveda-kamala.ru/shto-vas-bespokoit/priznaki-vata-disbalansa/ к  и беречь её, соблюдая соответствующие правила.

Питта накапливается в сезон дождей, когда под их действием пища и вода приобретают кислые свойства, а кислый вкус увеличивает питту. Питта выходит из равновесия тогда, когда после дождей наступает теплая осень (та часть осени, когда желтеют и краснеют листья и в природе вырастают свойства маслянистости и тепла от ферментации зеленой массы). Этот дисбаланс в нашем климате не сильно проявлен, но мы, тем не менее, в нашей практике довольно часто наблюдаем обострения питта заболеваний ранней осенью. Питта умиротворяется, когда наступают холода, шроты закрываются и она чувствует себя очень комфортно, поэтому наше пищеварение в холод постепенно становится лучше.

Капха накапливается во второй половине зимы, когда холод накапливается, но сухость не дает ей возбудиться. Она возбуждается тогда, когда весеннее ярое Солнце начинает растапливать холод и в природе становится влажно от таяния снегов. Капха естественным образом умиротворяется, когда приходит лето, если мы правильно вели себя в сезон накопления и возбуждения капхи. То, что касается циклов капхи, больше всего подходит именно к нашему северному сезону, так как у нас долгая и действительно холодная зима.

Правила поведения в разные сезоны ищите в наших других публикациях.   

Статью подготовила Ляйсан Мирзагитова

Похожие услуги

Интересные материалы