Диагностика в аюрведе

Аюрведа связывает появление заболеваний с нарушением баланса тридоша. Диагностика, в первую очередь, служит для определения вышедших из равновесия дош и конкретных субдош ( у каждой из трех дош есть пять субдош), и связанных с этими дисбалансами болезненных состояний уже на физическом уровне. Учение располагает точными методами выявления заболевания ещё до того момента, как проявятся его внешние признаки и его можно будет определить по лабораторным анализам и аппаратным исследованиям. Распознав симптомы болезненных реакций и дисбаланса на самой ранней стадии, можно определить природу будущих реакций организма и своевременно их предотвратить, приняв соответствующие профилактические и лечебные меры. В ходе диагностики Доктор определяет природную индивидуальную конституцию пациента (пракрити), также текущий дисбаланс (викрити), психическую конституцию (саттва) и в оценивает состояние человека, его тканей и систем в целом.

Диагностика в аюрведе выполняется разными способами, и у каждого доктора есть свой излюбленный набор методов, в которых он наиболее силен. Она включает три метода: визуальный осмотр (даршан), осязательное обследование (спаршан) и опрос самого пациента (прашна). Даршан предполагает оценку состояния кожных покровов, ногтей, языка, глаз, ушей, волос, лица, губ, голоса, и даже мочи и кала.

Опытному врачу такой осмотр позволит прочитать состояние пациента как книгу. К примеру:

  • Волосы, кожные покровы могут сказать очень многое о состоянии практически всех внутренних органов. Например, изменение цвета, структуры и вида волос может быть связано с частым стрессом (вата дисбаланс), а их выпадение — результат недугов репродуктивной системы (питта – дисбаланс). Сальные волосы могут свидетельствовать о капха или питта дисбалансе. При вата дисбалансе кожа сухая и грубая, холодная, при дисбалансе питты кожа горячая, а при капха дисбалансе — кожа прохладная и влажная.
  • Лицо. Все морщины, складки, отеки, припухлости, побледнения и покраснения кожных покровов появляются на лице не просто так. Вековые наблюдения аюрведических врачей позволили выявить однозначные связи между характерными особенностями лица пациента и его внутренним состоянием.
  • Язык. При преобладании вата доши язык суховатый, грубый и надтреснутый. Если преобладает питта доша, он красный, с ощущением жжения. При преобладании капхт язык влажен и покрыт слоем слизи. Каждая область языка отвечает за состояние конкретного органа. Причем эти области соотносятся друг с другом так же, как и органы человеческого тела.
  • Глаза. Согласно аюрведическому учению, глаза черпают свою энергию из стихии огня. Ее чрезмерное скопление (питта доминирует) приводит к развитию светочувствительности, жжению, красноте или желтизне. Если доминирует вата, глаза становятся запавшими, сухими, красновато — коричневыми. При капха – дисбалансе они слезятся, становятся влажными, водянистыми, появляется ощущение тяжести в веках.

Спаршан, или осязательное обследование, может предполагать пульсовую диагностику, выслушивание, простукивание, пальпацию.

Аюрведическая пульсовая диагностика, прежде всего, позволяет понять конституцию человека и его текущий дисбаланс. При диагностике врач удерживает три пальца своей руки на трех точках лучевой артерии. Это позволяет оценить состояние трех дош, которые представляют собой силы, отвечающие за процессы строительства, сжигания и пульсации в теле и определяют конституцию человека, а также показывают состояние человека и функционирование систем его тела на текущий момент.

Современные врачи аюрведы при оценке состояния пациента могут также прочитать и оценить данные лабораторных и аппаратных исследований, если пациент принесет их на прием.

Интересные материалы