ГИД по аюрведическим процедурам и массажам

В статье использовались материалы статьи Доктора Рагхурам И.С. (MD) и Доктора Манаса (B.A.M.S) “Наружная терапия для сохранения баланса дош» (англ.яз).

В аюрведе залогом совершенного здоровья считается баланс капхи, питты и ваты, ответственных за процессы строительства, сжигания и пульсации в нашем теле.

Для устранения дисбаланса дош аюрведа применяет четыре вида воздействия: самшодхана – очистительная (излечивающая) терапия, самшамана – поллиативная (приносящая временное облегчение, симптоматическая) терапия, ахара — регулирование диеты, режима дня и сезонов, а также ачара – регулирование поведения и стиля жизни.

Самшодхана и самшамана предполагают применение как внутренней терапии (прием аюрведических препратов внутрь), так и наружной.

Наружному очищению и лечению (бахих паримарджана) придается огромное значение в аюрведе. Его применяют как отдельно, так и в сочетании с внутренним лечением и очищением. Внешняя аюрведическая терапия подразумевает местное или общее применение лекарственных масел и субстанций на тело в форме аппликаций, проливаний, прокапывания, втираний, ванночек, душей, погружений, повязок. Многие аюрведические процедуры выглядят как массажи и для простоты называются массажами, но их истинная суть – не в механическом воздействии на тело, а в применении лекарственных масел и субстанций. Именно поэтому обычные «СПА» – массажи и процедуры значительно уступают любым аюрведическим массажам и процедурам, являющимся, по сути, лечением и очищением, хоть и весьма приятным.

Дисбаланс дош

Чем чреват дисбаланс ваты, капхи, питты? Как распознать его? При дисбалансе ваты будут симптомы дегенерации или нервных расстройств. О дисбалансе вата доши говорят такие симптомы как сильные боли, зажимы и спазмы мышц, ограничения движения, огрубение и сухость кожи и слизистых, холод, поверхностный сон и нервная возбудимость. Примеры болезней, к которым может привести вата дисбаланс – остеоартрит, гемиплегия, болезнь Паркинсона, миалгия, фибромиалгия и многие другие.

При дисбалансе питты первыми признаками являются воспаления и жжение в разных частях тела. Симптомами являются – ощущение жжения, местный или общий подъем температуры, покраснение, выделение гноя и эксудатов, вспыльчивость. Примеры болезней, к которым ведет питта дисбаланс – ревматоидный артрит, подагра, миозиты, синовеиты, тендониты, мигрени, псориаз, экзема и тд При дисбалансе капхи будут признаки застоев, отеков, блокировки каналов, тугоподвижность пораженных частей тела, холод в теле, лень и инерция. Примерами заболеваний, к которым приводит капха дисбаланс являются отеки суставов и застои жидкостей, синовеиты, артриты с тугоподвижностью, ожирение и др. Чтобы убрать дисбаланс дош, аюрведа применяет внутреннее лечение и внешние процедуры. Достигнутое равновесие автоматически приводит к устранению заболеваний, вызванных дисбалансом дош. Далее, мы познакомим Вас с разновидностями процедур и их гармонизирующим доши действием чуть подробнее.

Процедуры бахья снехана (внешнее промасливание)

  1. Абхъянга – массаж с травяным маслом, лучшее средство для гармонизации вата доши и ассоциированных с ней заболеваний.

Из-за того, что дисбаланс ваты предшествует и любому иному дисбалансу, аюрведа считает абхъянгу (нанесение масла на все тело) обязательной частью ежедневной гигиены. Она балансирует вату, препятствует старению, делает кожу сияющей, балансирует бхраджака питту и вьяна вайю. Кожа – главное место ваты, и, когда она становится приятной на вид, это также балансирует алочака питту, связанную со зрением.

Абхъянга дарит спокойствие и крепкий сон, а потому балансирует прана вату, садхака питту и тарпака капху. А когда эти доши в голове уравновешаны, психосоматические гормоны приходят в равновесие и человек легко справляется с любыми стрессами.

Абхъянга бывает разной:

Самвахана – это нежное нанесение медицинского масла и нежный массаж без всякого давления, она применяется для успокаивающего эффекта. В нашем центре такой массаж обычно делают девушки.

Мардана (Деха мардана)  — активное растирание маслом всего тела, с нажимом и давлением на разные части тела. Этот массаж западному человеку понятнее. В нашем центре его очень хорошо делают мужчины тераписты.

Есть также абхъянга на части тела:

пада абхъянга (массаж ног) – балансирует вату в нижней части тела;

широ абхъянга (массаж головы) – балансирует доши в голове, а значит, идет мощное оздоровительное воздействие и на все тело, так как голова является корнем в перевернутом «дереве», именуемом телом. Кроме широ абхъянги, есть еще и другие процедуры для головы: широпичу — масляный компресс на голову, широ дхара – проливание масла на лоб, широ васти – ванна для головы. Все четыре процедуры балансируют прана вату, садхака питту, алочака питту, тарпака капху. При этом оздоравливается вся нервная система, уравновешиваются гормональные функции и функции всех органов чувств. Также становятся здоровее волосы.

2.Стханика васти (масляные ванночки на части тела), для гармонизации доши, угнездившейся в какой – то части тела:

Это ванночки из теста, в которые наливают медицинское масло и оставляют его на теле примерно 20-30 минут. Есть васти на колени: джану васти, на поясницу: кати васти, на шею: грива васти, васти на всю спину: пришта васти, на бедра: ванкшана васти, грудь: уро васти. Разновидностью васти, или дхары, является нетра – тарпана: ванночка для глаз, гармонизирующая алочака питту, ответственную за здоровье глаз и хорошее зрение. Есть также похожая процедура для ушей: карна пурана, масло, заливающееся в уши, балансирует вату в ушах, укрепляя слух и устраняя болезни ушей.

  1. Тайла дхара/кайя сека/пижичил это процедура проливания струи медицинского масла на поврежденную часть тела или на все тело.  Если процедура делается на часть тела, то ее называют стханика дхара, а если на все тело, то это сарвага дхара, или пижичил, или кайя сека.

Все вышеупомянутые процедуры внешнего промасливания (снеханы) можно делать для лечения различных болезней, возникших из-за дисбаданса дош. Но также их можно и нужно делать здоровым людям. Если делать их регулярно, мы поддерживаем капха – питта – вата баланс и, следовательно, остаемся здоровыми.

Сведана (потение) для баланса дош.

Местные и общие процедуры потения очень хороши для гармонизации вата и вата – капха дисбаланса и соответствующих им патологических состояний. В классических текстах описываются 23 разновидностей процедур сведаны.

Вот некоторые из них:

1.Прогревания паром, водой или пастой:

Нади сведана – местное прогревание паром из трубки для изгнания локализованной доши, к примеру, вата – доши или капха – доши, локализованной в суставах.

Варванга башпа сведана – прогревание в бочке или специальной камере, обычно делается после масляного массажа.

Паришека сведана – метод прогревания струей, примером являются разновидности дхары.

Авагаха сведана – прогревание погружением в ванну.

Упанаха сведана – прогревание с помощью нанесения пасты.

2.Шанкара сведана, или пинда сведана, или кижи – тип прогревания до пота с помощью мешочков, заполненных определенными материалами. Их окунают в горячее масло и простукивают пациента для изгнания глубоко залегающих токсинов. С их помощью устраняются такие симптомы дош как боль, зажимы, отеки и пр. Для вата – дисбалансов используются маслянистые субстанции, а для капха – доши и ама состояний (токсины) используются сухие мешочки с минимальным окунанием в масло.

Варианты пинда сведаны (кижи):

Шаштика шали пинда сведана, она же Нъявара кижи – мешочки со специальным рисом, сваренным в травяном молочном отваре, используются для гармонизации вата – нарушений.

Анна лепана – вариант нъявара кижи, когда вместо мешочков на тело наносится паста из риса, обычно применяется для младенцев, детей или тяжело больных людей.

Валука сведана – процедура мешочками с песком, эффективная для капха и ама – состояний.

Эла кижи (Патра пинда сведана) – процедура мешочками с травами или смесями с противовоспалительными и обезболивающими свойствами, используется при болях в спине и иных частях, при всех трех типах нарушений (капха, питта и вата).

Подикижи (чурна пинда сведана) – процедура мешочками с порошком из лекарственных трав, используется для устранения ама и вата – нарушений, болезненных состояний с отеками и застоями, суставными и мышечными болями.

  1. Дхара — проливание струёй масла или специальных отваров. Виды дхары:

Кширо дхара – проливание молочными отварами, обычно используется при сильном дисбалансе питта, также при вата — дисбалансе. Если кшира дхара делается на голову (широдхара), она контролирует головные доши: прана вату, садхака питту, алочака питту и тарпака капху. Кширо дхара на другие части тела делается для устранения воспалительных состояний. Используется в лечении артритов в состоянии воспаления, мигреней, псориаза, расстройств ЖКТ.

Такра дхара – проливание травяными отварами сыворотки, она также используется больше при питта – заболеваниях и состояниях: мигренях, гипертензии, псориазах, склеродермии и тд.

Тайла дхара – это проливание лекарственного масла на лоб (широдхара) или любой другой пораженный участок тела. Выше мы уже обсуждали ее пользу и действие.

Дханьямла дхара – проливание ферментированным настоем девяти злаков. Это очень эффективная процедура для устранения амы, а также состояний вата, капха, вата-капха, сама – вата и сама-питта. Также она эффективна для лечения состояний амавата, таких, как ревматоидный артрит. Она снижает воспаление, устраняет боли, балансирует метаболизм. Её также успешно применяют при таких локализованных болезненных состояниях, как синдром замороженного плеча, бурситах, люмбаго и других.

Удвартанам (сухой массаж против капхи)

Удвартанам – лечение втиранием поорошка из лекарственных трав. Оно применяется для устранения капха – отложений, жира, целлюлита. Удвартанам помогает предупредить метаболические заболевания и ожирение. Устраняет блоки в каналах, возникшие из-за капхи и жира.

Все вышеперечисленные процедуры могут использоваться для подготовки тела к основным чисткам в ходе аюрведической детоксикации панчакармы. И именно от качественной подготовки зависит эффективность панчакармы.

Ещё одним неоспоримым достоинством наружных аюрведических процедур является то, что они не только устраняют доши на физическом уровне, но также эффективно гармонизируют их на уровне чувств и ума. Соответственно, они высоко эффективны для лечения психосоматических состояний и заболеваний, для устранения стрессов и их последствий, для возвращения человеку ощущения счастья.

Материал подготовлен Ляйсан Мирзагитовой, консультантом АЦ КАМАЛА

Похожие статьи

Интересные материалы